МОЦ “За безопасность российских дорог” опубликовал рейтинг федеральных трасс с учетом тяжких ДТП за декабрь 2013 г. Расчет составлен исходя из общей протяженности трасс, числа тяжелых ДТП с двумя и более пострадавшими и количества жертв в каждом регионе.
Самыми опасными магистралями с наибольшим показателем тяжких ДТП признаны трассы М3, М10 и М5. Федеральная трасса М3 “Украина” пересекает Калужскую, Брянскую и Курскую области. М10 “Россия” идет через Тверскую и Новгородскую области в Санкт-Петербург. М5 “Урал” пересекает Пензенскую, Рязанскую, Самарскую, Ульяновскую, Оренбургскую и Челябинскую области. М5 оказалась самой опасной федеральной трассой из-за сильной загруженности и большого числа ДТП с жертвами от двух и более человек.
Заметно выделяется по аварийности Московская область, где каждое пятое ДТП происходит из-за выезда на встречную полосу, нарушения скоростного режима, особенно в темное время суток и в условиях плохой видимости. Велика доля ДТП с участием пешеходов, в первую очередь, из-за недостатка обычных наземных и надземных пешеходных переходов.
Трасса М2 “Крым”, пересекающая Орловскую, Белгородскую, Тульскую и Курскую области, отличается большим количеством ДТП по ночам и утром из-за уснувших за рулем водителей. Недостаточно безопасными признаны дороги М4 “Дон”, проходящая через Липецкую, Воронежскую, Тульскую и Ростовскую области в Краснодарский край; М6 “Каспий”, проходящая через Рязанскую, Тульскую, Тамбовскую, Липецкую, Волгоградскую и Астраханскую области и М1 “Беларусь”, идущая через Смоленскую область до границы с Беларусью.
Самыми безопасными признаны дороги М7, М8 и М9. Трасса М7 “Волга”, где произошло меньше всех аварий, пересекает Владимирскую, Нижегородскую области и Республику Татарстан. Она отличается удаленностью от крупных городов, что объясняет небольшое количество аварий с участием пешеходов. Трасса М8 “Холмогоры” проходит через Владимирскую область и пересекает Вологодскую, Ярославскую и Архангельскую. Самые аварийные ее участки отмечены в Гаврилов-Ямском, Ростовском и Переславском районах. М9 “Балтия” охватывает Псковскую и Тверскую области.
Аварийность на федеральных трассах носит выраженный сезонный характер, и показатели могут поменяться с наступлением тепла, когда поток автомобилей потянется в южном направлении.
Росавтодор уже не одно десятилетие следит за аварийностью на федеральных трассах. Специалисты компании совместно с ГИБДД определяют участки концентрации ДТП и стараются ликвидировать их. Но усилий федерального дорожного агентства недостаточно, чтобы переломить ситуацию. Каждый год появляются новые точки концентрации ДТП из-за постоянного увеличения трафика, низкой культуры вождения и правовой дисциплины водителей и пешеходов, возрастающего уровня тревожности участников движения и неадекватных действий междугородних перевозчиков, ставящих прибыль выше безопасности. Одним из способов уменьшить смертность на дорогах страны может стать персональная ответственность губернаторов за аварийность на участках федеральных дорог, проходящих через их регионы. Хотя обслуживают трассу федералы, большую роль в сокращении смертности играет местная ГИБДД, повлиять на действия которой глава региона вполне способен. То же самое можно сказать и о качестве дорожного покрытия и ситуации с пешеходными переходами, убежден руководитель МОЦ “За безопасность российских дорог” Дмитрий Леонтьев. (Ladaonline/Транспорт Украины, СНГ, мира)