Новая система платной парковки возле нижегородского аэропорта стала предметом антимонопольного разбирательства. Три таксиста и двое пассажиров пожаловались в региональное управление ФАС на завышенные тарифы на парковку у здания аэровокзала, неудобную систему шлагбаумов и ограничение доступа к терминалу всех автомобилей, кроме машин официального перевозчика — «Такси Город», с которым управляющая нижегородским аэропортом компания «Аэропорты регионов» несколько лет работает в Екатеринбурге и Самаре. Новые правила в аэропорте объясняют необходимостью остановить «беспредел и вакханалию» таксистов-нелегалов. По мнению юристов, если УФАС обнаружит признаки нарушения законодательства, исход дела будет зависеть от условий конкурса, по которому отбиралось официальное такси.
На действия ЗАО УК «Аэропорты регионов» (управляет ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород», контролируется группой «Ренова» Виктора Вексельберга) в управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области пожаловались три предпринимателя — владельцы нескольких автомобилей такси (ИП Бармин А. И., ИП Бармина С. А. и ИП Алюков С. Ю.) и двое пассажиров-нижегородцев. Всех заявителей не устроило создание возле здания аэровокзала в ноябре 2013 года платной парковки и условия ее использования (подробнее — см. «Досье»). Таксистов больше всего возмущает ограничение, которое позволяет им бесплатно находиться на территории аэропорта не более 15 минут, а за каждые последующие полчаса платить 100 руб. В результате перевозчики вынуждены повышать тарифы: если пассажир задерживается, им приходится либо платить за стоянку, либо каждые 15 минут покидать территорию аэровокзала.
Кроме того, непосредственно к самому зданию аэровокзала таксистам и прочим автомобилям подъезжать нельзя и приходится высаживать пассажиров с тяжелыми hermes сумками за 300–500 м до терминала. «Территория аэропорта в снегу, перемещаться с чемоданами по ней крайне сложно», отмечают таксисты, из-за чего у них возникают конфликтные ситуации с клиентами», — процитировали одно из заявлений в нижегородском УФАС. При этом, как указывают предприниматели, одна компания — официальный перевозчик аэропорта «Такси Город», которую руководство холдинга выбрало по конкурсу, имеет право бесплатно ставить машины возле терминала. Таким образом, по мнению заявителей, создаются дискриминационные условия для большинства перевозчиков. Пассажиры новой системой парковок тоже недовольны: учитывая порой неработающие шлагбаумы и очереди, многие не успевают на рейсы. Поэтому один из заявителей потребовал убрать шлагбаумы, отменить платный въезд на территорию аэропорта и обеспечить беспрепятственный доступ такси к аэровокзалу, а другой — просто «разобраться в этом безобразии».
Напомним, о планах изменить правила работы стоянки такси и личных автомобилей на прилегающей к аэровокзалу площадке по примеру Москвы руководство ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» (МАНН) рассказало еще летом прошлого года. Таким образом аэропорт рассчитывал избавиться от назойливых таксистов и освободить стоянку для частных автомобилей. «К сожалению, таксистский беспредел и вакханалия — это данность российских аэропортов», — отмечал тогда исполнительный директор МАНН Александр Синельников. Уже тогда предложенную аэропортом методику в беседе с „Ъ“ не одобрили ни таксисты, ни депутаты регионального парламента, ни антимонопольщики. Новые правила аэропорт ввел в конце 2013 года.
Дело по заявлениям недовольных таксистов и пассажиров УФАС пока не возбудило, запросив у руководства аэропорта информацию об условиях тендера по отбору официального перевозчика, процедуре его проведения и о том, в чьей собственности находится территория, занятая парковкой. В холдинге «Аэропорты регионов» разбирательство не комментируют, пока антимонопольное ведомство не возбудит дело.
Другие нижегородские таксисты тоже недовольны сложившейся ситуацией. «Существующая система парковок ущемляет права таксистов и предоставляет преференции одному игроку рынка, а остальным приходится в ожидании клиента через каждые 15 минут уезжать с парковки и возвращаться обратно», — говорит заместитель председателя нижегородского отделения профсоюза «Таксист» Владимир Домрачев. В профсоюзе не исключают, что присоединятся к заявителям, но не уверены в успехе: «Никто просто так не сдастся, потому что это золотое дно. То есть проблема есть, но она тяжело решается». Исход антимонопольного разбирательства будет зависеть прежде всего от условий конкурсного отбора официального перевозчика, считает ведущий юрист корпоративной практики фирмы Sameta Бэла Дзгоева: «С одной стороны, таксисты могут доказать факт ограничения доступа к зданию вокзала и ограничения конкуренции: аэропорт занимает доминирующее положение, и вертикальное соглашение между ним и официальным перевозчиком может быть признано противоречащим антимонопольному законодательству по ст. 11 ФЗ „О защите конкуренции…“. С другой стороны, если условия конкурсного отбора были объективны, необходимы и продиктованы желанием обеспечить качество услуг такси для авиапассажиров и репутацию аэропорта, то антимонопольный орган может встать на сторону „Аэропортов регионов“. Антимонопольный орган обязан учитывать интересы всех хозяйствующих субъектов». По мнению главного редактора журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексея Синицкого, в данной ситуации, как и в московских аэропортах, возникает дилемма: официальное такси — заведомо более дорогое, а частные перевозчики могут оказаться менее надежными и также не могут гарантировать более низкую цену пассажирам. «В любом случае, как показала практика, наличие официального перевозчика не решает проблему, частные перевозчики все равно будут предлагать авиапассажирам свои услуги возле аэропорта», — полагает господин Синицкий. По мнению господина Домрачева, решением могло бы стать применение опыта московских железнодорожных вокзалов: столичный департамент транспорта выдает таксистам, которые имеют разрешение на перевозку пассажиров, пропуски на бесплатную и безлимитную стоянку на привокзальной парковке. (kommersant.ru/ Транспорт Украины, СНГ, мира)