Кто-то получает в подарок книгу, кто-то бриллианты, а кто-то получает в подарок . аэропорт. Именно такой подарок Одесский горсовет сделал местным бизнесменам Борису Кауфману и Александру Грановскому в июле 2011 г. На базе коммунального предприятия без проведения какого-либо конкурса было создано частное – ООО “Международный аэропорт “Одесса”, в котором городу досталось 25%, а остальные 75% перешли в собственность некоего ООО “Одесса Аэропорт Девелопмент” с уставным фондом в 1000 грн., зарегистрированного в столице по ул. Грушевского в нежилом помещении. Скандальное голосование на сессии горсовета обеспечил лично мэр Одессы Алексей Костусев. За этот подарок загадочная фирма обязалась за $84 млн. построить новый аэровокзальный комплекс и найти средства для реконструкции взлетно‑посадочной полосы (как минимум $90-120 млн.).

Попытки установить реальных собственников аэропорта терялись в длинном списке оффшоров. Единственным собственником ООО “Одесса Аэропорт Девелопмент” был британский холдинг Odessa Airport Development Limited, созданный в декабре 2009 г. с уставным фондом в 25 млн. ф. ст., который в свою очередь принадлежал кипрским компаниям Velafichita Holdings Ltd. и Letnon Ltdс. номинальными директорами, имена которых ничего не говорят. Впрочем, депутаты Одесского горсовета называли конечными бенефициарами аэропорта бизнесменов Кауфмана и Грановского.

В Украине компанию Odessa Airport Development Limited представлял директор по развитию проектов – Алексей Кочанов, который вскоре после перевода активов коммунального предприятия на частное ООО возглавил его. Он долгое время “кормил” СМИ заверениями, что новые собственники работают над реконструкцией аэропорта – разрабатывают проект будущего терминала. Ну а пока велась бумажная “работа” по реконструкции, город еще раз одарил подарками новых собственников аэропорта. В феврале 2012 г. горсовет освободил ООО от уплаты взносов на развитие городской инфраструктуры, что позволило им сэкономить 2,3 млн. грн. А летом 2012 г. к аэропорту “прирезали” соседний участок площадью 49 га. За просто так.

Параллельно новое руководство аэропорта в лице Алексея Кочанова подняло цены буквально на все – от стоимости расходных материалов на рейсе до цены парковки на приаэропортовой площади (по этому параметру рост цены превзошел все мыслимые пределы – от 75 грн. в месяц до 60 грн. в сутки). В частности, в пять раз была увеличена арендная плата за помещения на территории аэропорта и т. д.

Коммунальное предприятие “Международный аэропорт “Одесса”, к слову, не прекратило существование. Бизнесмены оставили в ведении КП взлетно-посадочную полосу аэропорта, которая приносила исключительно убытки, но при этом предполагала серьезные затраты на ее содержание и реконструкцию. Однако оставался и приятный момент – государство продолжало выделять средства на содержание ВПП. Поэтому руководить коммунальным предприятием бизнесмены Кауфман и Грановский также поставили своего человека – Михаила Крайтмана, который до работы в КП “Международный аэропорт “Одесса” возглавлял принадлежащий им “Первый ликеро-водочный завод”.

Тратить средства на строительство нового аэровокзального комплекса бизнесмены не хотели, поэтому в августе прошлого года обратились в государственный “Укрэксимбанк” с просьбой открыть ООО “Международный аэропорт “Одесса” кредитную линию в $30 млн. сроком на 7 лет. По информации “Вестника госзакупок”, в случае невозврата долга банку должны были перейти права собственности на часть имущественного комплекса аэропорта (ряд технических строений).

Кауфман и Грановский не были бы одесситами, если бы не смогли зарабатывать даже на убыточной взлетно-посадочной полосе. Как говорилось выше, все затраты на ее содержание несло государство, а все платежи за ее использование поступали на счета принадлежащего бизнесменам ООО “Международный аэропорт “Одесса”. Однако и этого бизнесменам, видимо, было недостаточно. Перед самым Новым годом появилось решение Кабмина, согласно которому в рамках программы подготовки к проведению Евробаскет-2015 государство профинансирует строительство новой взлетно-посадочной полосы в Одессе и установку нового навигационного оборудования в 1,7 млрд. грн.

Эти деньги через ГП “Дирекция по строительству международного аэропорта “Одесса”. получит еще одна загадочная симферопольская фирма ООО “Спецрембуд”. Кстати, она получила подряд не просто так, а став победителем нехитрого конкурса с двумя участниками. Помимо “Спецрембуда”, в конкурсе принимало участие ООО “Проджекти-Ка”, являющееся уже генеральным подрядчиком строительства нового пассажирского терминала. Единственный учредитель и директор “Проджекти-Ка” – сербский футболист Ненад Адамович. А зарегистрирована эта фирма в здании “Финбанка” в Одессе на пр. Шевченко, 4а. Это финансовое учреждение принадлежит также Кауфману и Грановскому.

Победитель конкурса, “Спецрембуд”, имеет тех же бенефициаров. Его учредили некая Лариса Ларина и одесское ООО “Варда Плюс”, зарегистрированное по адресу – ул. Посмитного, 2, – где как раз располагается принадлежащий бизнесменам санаторий “Молдова”.

Если оценивать события, происходившие вокруг аэропорта Одессы, с точки зрения закона, то налицо как минимум три статьи Уголовного кодекса – противоправное выведение имущества из коммунальной собственности, игнорирование конкурсных правил, фиктивное предпринимательство и т. д. Впрочем, как выяснилось позже, это было только начало. Одесса фактически стала испытательным полигоном для отработки стратегии захвата Кауфманом и Грановским украинских аэропортов: в 2012 г. эти бизнесмены поставили под контроль Международный аэропорт “Симферополь”, а летом 2013 г. они путем “приватизации менеджмента” начали наводить порядок в Международном аэропорту “Борисполь” (после того как его генеральным директором стал Алексей Кочанов). Если стиль управления ликероводочным заводом будет перенесен в аэропортовую отрасль Украины, нас могут ждать соответствующие малоприятные последствия. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)

Добавить комментарий