Законодательные меры поддержки судоходства дали результаты – негативные тенденции сокращения российского морского флота и роста среднего возраста судов риостановлены. Об этом в ходе общего собрания членов Союза “Национальная палата судоходства” (СНПС) сообщил президент СНПС Алексей Клявин. Ссылаясь на данные ЗАО “ЦНИИМФ” (член СНПС), Клявин отметил, что с принятием федерального закона от 07.11.2011 г. №305-ФЗ о поддержке судостроения и судоходства, средний возраст судов российских судовладельцев снизился с 25 лет (2008 г.) до 23 лет. Негативная динамика сокращения флота под флагом России переломлена – за последние два года зафиксирован небольшой прирост количества судов под российским флагом.

Однако, несмотря на данные позитивные тенденции, доля перевозки грузов флотом под российским флагом продолжает сокращаться – в прошлом году было перевезено всего 2,6% от объема грузов, переработанных в российских морских портах.

Поэтому первоочередной задачей остается снижение зависимости экономики от импорта морских транспортных услуг. “Более $11 млрд., по экспертным оценкам, оставляет фрахт, оплачиваемый иностранным судовладельцам за перевозку российских внешнеторговых грузов”, – отметил Алексей Клявин.

По мнению российских судовладельцев основной проблемой остается доступ к российской грузовой базе. По существу, в связи с полной либерализацией судоходства и с учетом того, что подавляющее большинство экспортных грузов продается на условиях FOB, российские судовладельцы вынуждены конкурировать с флотом под иностранным флагом на рынке грузов иностранных фрахтователей. Необходимы конкретные шаги со стороны государства по закреплению за российским перевозчиком приоритетного права на перевозку определенных видов грузов. Это возможно в таких секторах как перевозка государственных, военных, гуманитарных и стратегических грузов, что не противоречит обязательствам России в рамках ВТО.

Среди проблем, которые снижают конкурентоспособность флота под российским флагом, Алексей Клявин выделил излишние и/или дублирующие требования национального законодательства, в частности это требования законов об энергосбережении, об охране окружающей среды, о транспортной безопасности, о техническом регулировании и некоторых других.

Кроме того, наличие административных барьеров, по-прежнему препятствует, активному развитию российского флота. “К примеру, сейчас появилась новая проблема – это сокращение учетного периода при суммированном учете рабочего времени с 12 до 3 месяцев, что означает, что после 3 месяцев работы судовладелец будет должен предоставить членам экипажа отдых. Это представляет серьезную проблему – сроки навигации на реке у нас около полугода, и рейсы морских судов часто тоже превышают установленные сроки. На практике это приведет к значительному повышению расходов судовладельцев на смену экипажей и оплату сверхурочных работ”, – пояснил Алексей Клявин.

СНПС основана 26 апреля 2013 г. путем преобразования Ассоциации судоходных компаний (АСК). С 14 мая 2013 г. к СНПС был присоединен Союз российских судовладельцев (СОРОСС). В настоящее время члены СНПС занимают доминирующую позицию в объеме морских и речных перевозок страны – более половины перевозок по внутренним водным путям России, включая основные объемы завоза грузов в районы Крайнего Севера и арктические районы страны. Также члены СНПС осуществляют около 90% экскурсионных круизных перевозок российских и иностранных туристов по Волге, Каме, Дону, Иртышу, лене, Неве и другим рекам России. (PotrNews/Транспорт Украины, СНГ, мира)

Добавить комментарий