В 70 млрд. руб. или $2,5 млрд. оценивают эксперты рынка международных автоперевозок вероятные потери в нынешнем году российских перевозчиков и импортеров продукции, ввозимой в страну автотранспортом, пишет “Российская бизнес-газета”.
Это при условии, если международная Конвенция МДП, отмененная ФТС России в одностороннем порядке, вновь не начнет действовать в самое ближайшее время. Об этом сообщила начальник юридического отдела Международного союза автомобильного транспорта (IRU) Ксения Каско на круглом столе “Кризис МДП в России”.
Если разложить по полочкам, то в эту сумму входят затраты перевозчиков на приобретение в России альтернативных видов финансовых гарантий, что в зависимости от маршрута и вида груза составляет от 3,5 тыс. до 90 тыс. руб. за рейс. Плюс покупка гарантий в стране прибытия или отправления груза. Изменение маршрута (сейчас многие перевозчики стремятся въехать в Россию через Белоруссию или финский участок границы, где система МДП пока продолжает действовать) увеличивает цену доставки груза еще на 180 евро за рейс. Ну и время, потраченное водителем фуры на оформление дополнительных гарантий на границе, также имеет определенную стоимость.
Демарш российской таможенной службы сделал менее выгодными и автоперевозки из Европы в Казахстан, сообщил “РГБ” генеральный секретарь союза международных автоперевозчиков этой республики Теодор Каплан. Казахстан присоединился к конвенции МДП в 1995 г. И если в то время только 15% импортных грузов доставлялось в республику автотранспортом (остальные – по железной дороге), то к 2013 г. доля автомобильных доставок поднялась до 75%. В год выполнялось до 80 тыс. рейсов. Сейчас казахстанские перевозчики стремительно теряют этот рынок – груз уходит обратно на рельсы, поскольку средняя стоимость перевозки автотранспортом возросла в среднем на $500.
Минувшим летом ФТС России распространила письмо “О международных перевозках с применением книжек МДП”, в котором сообщила, что помещение товаров под процедуру таможенного транзита будет осуществляться только при наличии дополнительных финансовых гарантий. Основанием для этого шага были якобы долги Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) перед Федеральным бюджетом в размере 20 млрд. руб. После чего, по словам президента АСМАП Евгения Москвичева, в ассоциации состоялся ряд проверок, которые не выявили долгов перед казной и других финансовых нарушений. Арбитражный суд Москвы в решении от 13 февраля признал претензии таможенников к АСМАП несостоятельными и обязал руководителей службы опровергнуть порочащие автомобилистов факты через информагентство РИА “Новости” и телеканал “РБК”. А уже 26 февраля ВАС РФ признал недействующими письма ФТС России относительно книжек МДП. Правда, пока де-факто конвенция на территории РФ не возобновила свое действие.
“Я оптимист, и уверен, что справедливость будет восстановлена, – сообщил “РГБ” генсек IRU Умберто де Претто, – и действие конвенции МДП в России будет способствовать росту международной торговли”. И добавил, что после разрешения конфликта IRU не станет выставлять таможне финансовых исков: “Партнеры так не поступают”. (Trans-port.com.ua/Транспорт Украины и мира)