Развитие пассажирских перевозок невозможно без предоставления широкого спектра сервисов наземного обслуживания – так называемых хэндлинговых услуг, предоставлением которых в Украине на протяжении многих лет занимается ООО “Свисспорт Украина”. Компания учреждена в 2006 г. на базе хендлинговой “дочки” авиакомпании “Международные авиалинии Украины” (МАУ) – ООО “Интеравиа” – и вошедшей в ее капитал швейцарской компании Swissport International Ltd., выкупившей за бесценок часть “Интеравиа”. Таким образом, Swissport International Ltd. приобрела контрольную долю в монопольном бизнесе, ее доля составила 70,6%. За МАУ же осталось 29,4%. Кстати, в момент прихода в Украину компании Swissport International Ltd. правительство возглавлял В. Янукович. Случайное совпадение? Возможно.
С момента создания и до вхождения в состав ее участников Swissport International Ltd., “Интеравиа” была успешной и прибыльной компанией, занимала ведущие позиции на хендлинговом рынке. До прихода швейцарского совладельца “Интеравиа” справедливо считался явным лидером хендлинговых услуг на украинском рынке наземного обслуживания самолетов и пассажиров. Потому-то Swissport International Ltd. и обратила на нее внимание как на привлекательный объект инвестирования.
Но деятельность Swissport International Ltd. с самого начала была окутана коррупцией, и дальше красивых обещаний о больших вливаниях в “Свисспорт Украина” дело у швейцарцев не пошло. Впрочем, Swissport International Ltd. уже имела подобного опыт “выстраивания” работы на рынке стран Восточной Европы, где ей удавалось также за бесценок покупать аналогичные национальные хендлинговые компании.
При этом, швейцарские компаньоны установили абсолютный контроль над компанией “Свисспорт Украина”, например генеральным директором стал Владимира Семенченко, который в последствии представлял интересы компании с сомнительной репутацией “Аэропорт Хэндлинг”. По информации СМИ, компания “Аэропорт Хендлинг” с лета 2013 г. фактически является монополистом в предоставлении хэндлинговых услуг в аэропортах “Одесса” и “Симферополь”, а в конце прошлого года предприняла усилия по административному устранению своих более удачливых конкурентов в аэропорту “Борисполь”. Структуры и менеджмент этих аэропортов были аффилированны с бизнесменами Борисом Кауфманом и Александром Грановским, они же формально контролировали и “Аэропорот Хэндлинг”, хотя осведомленные эксперты склоняются к мысли, что реальными бенефициарами “Аэропорт Хэндлинг” являются члены семьи В. Януковича.
Параллельно со сделкой покупки-продажи доли в ООО “Свисспорт Украина”, компанией Swissport International Ltd. был навязан авиакомпании “МАУ” эксклюзивный договор на 3 года, причем без права досрочного расторжения в течение этих трех лет, на невыгодных условиях, согласно которому авиакомпания “МАУ” была вынуждена оплачивать ООО “Свисспорт Украина” услуги наземного обслуживания по цене, значительно превышавшей рыночную. Работа в таком стиле – когда МАУ вынужден был платить три цены – продолжалась до прихода в 2011 г. в МАУ частного инвестора. Тогда теневые схемы и были поставлены под сомнение. В МАУ неоднократно пытались найти компромисс в установлении рыночных цен на предоставление услуг и урегулировании конфликта, соглашались в обмен на это справедливое требование продлить срок действия договора со “Свисспорт Украина”, но авиакомпании “МАУ” было отказано. После этого в МАУ провели тендер, победителем которого стала компания “Аэро Хэндлинг”.
Вот это и сильно разозлило швейцарских партнеров, вице-президент которых М. Скиннер пообещал ответные действия – “рассиропить” долю МАУ в “Свисспорт Украина”. После этого 6 марта 2012 г. компания Swissport International Ltd. инициировала и провела внеочередное общее собрание участников ООО “Свисспорт Украина”, на котором принадлежащими швейцарцам 70,6% голосов “за” было проголосовано за увеличение уставного капитала предприятия. Представители МАУ своими 29,4% голосами выразили иное мнение – “против”.
Представители МАУ обратили внимание своих вероломных компаньонов на то, что, согласно уставу и договору участников ООО “Свисспорт Украина”, такие решения, как увеличение уставного капитала, принимаются при обязательном наличии не менее 75% голосов “за”. Коих у SwissportInternationalLtd. нет. Действия Swissport International Ltd. являлись не чем иным, как рейдерством, типичным блэк-мейлом, если говорить языком акул рынка противоправного M&A. Методы Swissport International Ltd. являются ничем иным, как грубым применением двойных стандартов. Представьте себе, облигации Swissport International Ltd. прошли листинг и обращаются на фондовых рынках Европы. И эта же компания предпринимает попытку рейдерского захвата доли партнера в украинском бизнесе.
Кроме того, в вышеупомянутых документах есть положение и о том, что, в случае нарушения положений Устава и Договора участников ООО “Свисспорт Украина” кем-то из совладельцев, потерпевшая сторона имеет безоговорочное право выкупить часть стороны-нарушителя. А нарушивший Устав или Договор участников совладелец ООО “Свисспорт Украина” обязан продать долю в этом ООО.
Поэтому 22 мая 2012 г. МАУ уведомила Swissport International Ltd. о том, что та нарушила Устав и Договор участников ООО “Свисспорт Украина”, а также предложила швейцарской компании подписать договор купли-продажи 70,6% ее акций по оговоренной в Договоре участников цене. Однако, на это представители Swissport International Ltd. никак не отреагировали.
В итоге МАУ не оставалось ничего другого, как обратиться в суд.
После рассмотрения неубиенных подтверждений фактов нарушений, изложенные в иске авиакомпании “МАУ” (одним из таковых была зафиксированная на аудионосителе запись собрания участников “Свисспорт Украина”, на котором швейцарцами была предпринята попытка “размыть” долю МАУ в уставном капитале этого ООО), Хозяйственный суд Киева 26 октября 2012 г. вынес решение, которым признал заключенным Договор о передаче авиакомпании “МАУ” доли в 70,6% в ООО “Свисспорт Украина”, а также признал за авиакомпанией “МАУ” право собственности на долю в 70,6% в ООО “Свисспорт Украина”.
27 марта 2013 г. апелляционный суд принял постановление, которым оставил в силе решение Хозяйственного суда Киева в части признания заключенным договора о передаче авиакомпании “МАУ” 70,6% доли в ООО “Свисспорт Украина”.
После того, как суды были безоговорочно проиграны, компания Swissport International Ltd. попыталась задействовать в конфликте европейский и украинский админресурс.
Компания неоднократно отправляла письма на президента и вице-президента Еврокомиссии с требованиями вмешаться, но в ответ получила лишь культурный, но однозначный отказ, так как решение подобных вопросов было не в компетенции еврочиновников, которые понимали, что не имеют права вмешиваться в работу украинских судов. Компания даже прибегла к попыткам ввести в заблуждение чрезвычайного и уполномоченного посла Швейцарии в Украине, в надежде привлечь его на свою сторону.
В противовес европейскому, задействование украинского админресурса оправдало ожидания Swissport International Ltd. Механизм “помощи” не обошелся без вмешательства влиятельного окружения бывшего президента страны. Когда стало ясно, что после двух проигранных судов правовых перспектив у швейцарцев нет, человек, обслуживающий интересы Кауфмана и Грановского, Владимир Семенченко “с подачи” одесских бизнесменов помог представителям Swissport International Ltd. установить контакт с тогдашним первым вице-премьер-министром Украины Сергеем Арбузовым и заручиться его поддержкой.
Взявшись за эту “битву” на стороне новых знакомых из Швейцарии, Арбузов в присущем ему жестком стиле “повлиял” на судей Высшего хозяйственного суда Украины, чтобы те приняли юридически необоснование, то есть, по сути, незаконное решение. 2 октября 2013 г. Высший хозяйственный суд Украины на очень сомнительных основаниях отменил решение Киевского апелляционного суда. В результате чего это дело было отправлено на повторное рассмотрение в суд первой инстанции.
Раз уж вспомнили Кауфмана, Грановского, Семенченко, не стоит забывать и тот факт, что деятельность их структур наполняла, в том числе карманы семьи бывшего президента Украины. Речь идет об уже упоминавшейся компании “Аэропорт Хэндлинг”. Идя на сотрудничество с Кауфманом, Грановским, Семенченко компания Swissport International Ltd. четко понимала, что идет на сотрудничество с Януковичем. Об этом руководству Swissport International Ltd. было четко известно. Получается, что Swissport International Ltd., ценные бумаги которой обращаются на фондовых рынках ЕС, в Украине с радостью протянула руку навстречу коррупции.
Теперь, после смены правил игры в Украине с коррупционных на цивилизованные необходимо добиться и того, чтобы судебные дела, решения по которым принимались в силу применения “телефонного права”, были рассмотрены объективно. В том числе и конфликт совладельцев ООО “Свисспорт Украина”. (“Экономические известия”/Транспорт Украины и мира)