На фоне ограничения бюджета Минтранс изучает альтернативные возможности поддержки региональных авиаперевозок, пишет “КоммерсантЪ”.
Минтранс рассматривает вариант поддержки региональных авиаперевозок из фондов развития, формируемых за счет сборов с пассажиров, рассказала президент ООО “Инновационный центр гражданской авиации” Рано Джураева (является учредителем компании). По ее словам, такое поручение Минтрансу дал премьер Дмитрий Медведев по итогам совещания о развитии региональной авиации в конце 2013 г. В Минтрансе подтвердили, что “ведутся работы по заказу на эту тему исследования”.
По словам Рано Джураевой, практика реинвестирования сборов уже применяется в мире. В США часть бюджета, направляемого на инвестиции в инфраструктуру воздушного транспорта, формируется за счет аэропортового сбора. Средства поступают в специальный фонд, аккумулирующий около $10 млрд. ежегодно (еще около $5 млрд. выделяет Конгресс США из бюджета). В странах ЕС, по словам эксперта, взимается как раз налог с пассажиров, убывающих международными рейсами. Его размер зависит от дальности полета, пункта назначения или класса обслуживания. Во Франции, например, речь идет о 4-40 евро, в Австрии – о 8-35 евро, в Англии – о 13-100 ф. ст. В России в 2013 г. на международных авиалиниях было перевезено 45,3 млн. человек. Исходя из этого, при среднеевропейской ставке сбора в 21-24 евро потенциальный объем средств российского фонда мог бы составить около 1 млрд. евро.
Как именно механизм будет пущен в России, пока не определено. Источник, близкий к правительству, говорит, что есть идея “прописать в бюджете строку об отчислениях в определенном размере с каждого международного вылета”. Полученные средства предполагается направить на уже существующие программы субсидирования авиаперевозок. В 2014-2015 гг. в бюджете на эти цели предусмотрено около 14,3 млрд. руб. в год без учета дотаций на авиаперелеты в Крым. Также прорабатывается вариант программы субсидирования переподготовки авиационного персонала (его дефицит наиболее остро ощущается в региональных перевозках) и капитального ремонта региональных аэропортов (аэродромов), находящихся в собственности государства. Кто будет распоряжаться средствами, должен определить Минтранс.
Крупные авиакомпании, выполняющие международные рейсы, официально планы по введению нового сбора не комментируют, но признают, что он неизбежно скажется на цене авиабилетов. (Aex.ru/Транспорт Украины и мира)