Кому поручат проектировать станции на Малом железнодорожном кольце Москвы, которое станет пассажирским, скоро выяснится. Будут подведены итоги конкурса, который был объявлен еще в декабре. А пока “РГ” выяснила, как кольцо будет выглядеть через год, когда его планируют cдать, где оборудуют узловые станции, как будут продавать билеты, куда денутся гаражи вдоль нынешней дороги.
В 1908 году уже запускали пассажирское движение по Малому железнодорожному кольцу. Предполагалось, что оно станет лучшим способом не только добраться на дачи, но и по дороге септик для дачи купить. Но пассажирское движение было очень дорогое, и поэтому дорогу стали использовать для перевозки грузов и перегона вагонов.
А здания пассажирских станций по кольцу до сих пор остались. Но они по большому счету не используются. Еще один парадокс. Кольцо до сих пор не электрифицировано, напомнил “РГ” первый заместитель гендиректора Московской кольцевой железной дороги (МКЖД) Алексей Зотов. “Так и осталось с прошлого века. Ходят тепловозы. Гудят. И черный дым от них можно часто видеть”, – рассказал он.
Вокруг кольца вместо дач теперь территории промышленных предприятий. Большинство используются как склады либо не задействованы, полно там самостроя – автосервисов, бань. Много и гаражей, которые легально и нелегально построены в полосе отвода железной дороги. Там, где права на землю получены законно, участки у владельцев будут выкупать, а временные сараи и капитальный самострой снесут без компенсаций.
Промышленность вокруг кольца будет развиваться, но уже не потребует такого количества грузовой работы. Основным будет пассажирское движение, но добавляется третий путь для грузового, рассказал Зотов. Пассажирское движение будет идти по двум направлениям – сто пар поездов в сутки. В час пик – с интервалом в пять-шесть минут, а в другое время, когда пассажиров меньше, поезда будут ходить каждые десять минут. Это большой проект: РЖД ведет реконструкцию двух главных путей и прокладку третьего. Причем последний хотят проложить не на всех 54 километрах кольца, а только на 40 километрах. Там, где есть переходы через Москва-реку (ЗИЛ, площадь Гагарина, Лужники, Кутузово-Сити) будет по два пути, так как строительство новых мостов через реку – очень дорогое удовольствие. Здесь грузового движения не будет. А существующие сто лет мосты при пересечении автодорог будут реконструировать. В ряде случаев их расширят до 10, а где нужно – и до 12 полос.
Малое кольцо предстоит электрифицировать, так же как и съезды с него. Эту работу уже ведет РЖД. Также компания отвечает за создание платформ, мест для покупки билетов и ожидания поездов, переходов. Станции, построенные в начале прошлого века, не будут использовать для пассажирского движения. А новые станции появятся там, где есть пересадка на радиальные направления железных дорог. Их в Москве – десять. По девяти запланирована пересадка с радиальных направлений. Исключение – Киевская ветка. Здесь нет возможности сделать станцию, поскольку проходит третье автомобильное кольцо, пояснил Зотов. Это будут транспортно-пересадочные узлы для пассажиров разных видов транспорта: электрички, метро, автобусы. И, скорее всего, появится единый билет. Выйдя из метро, можно будет, например, пройти на кольцевую электричку или на парковку. Предстоит “привязать” к узловым станциям маршруты наземного общественного транспорта, фронты посадок такси.
Вкладывать деньги в пересадочные комплексы готовы и частные компании. Они прекрасно понимают, что наличие еще одной общественный транспортной системы может сделать и их объекты привлекательней. Например, от площади Гагарина до Сити путь займет десять минут, подсчитал Зотов. А в районе Ботанического сада строят жилые кварталы, и бизнесмены готовы вложить деньги и в пересадочный узел, где есть магазины, стоянки, чтобы повысить привлекательность жилья. Планируется даже проводить конкурс среди инвесторов на участие в освоении территории вокруг Малого железнодорожного кольца. Здесь есть 100 гектаров земли, которые можно еще использовать.
А вот существующие столичные вокзалы при создании новых пересадочных центров трогать не будут. Ключевые радиальные направления сделают немного поодаль. Например, в сторону Мытищ в районе платформы Северянин появится пересадочный комплекс Ярославская. Окружную станцию построят на Савеловском ходу, Николаевскую- на Лениградском (Октябрьском), рассказал Зотов.
Запускать все станции Кольца будут одновременно, электрички должны ходить по всему кольцу, отметил он. Сейчас уже делают платформу Лужники. Площадь Гагарина построена в бетоне и интегрирована с метро. Там сейчас ведутся отделочные работы. На станции “Ленинский проспект” в метро в центре зала можно увидеть заделанную стену. Это и есть переход на платформу “Площадь Гагарина”. В Сити уже сейчас готовятся сваи. На Пресне – сделана путевая часть. Многие другие платформы будут сформированы уже в этом году. После их ввода нагрузка на существующие вокзалы станет меньше, считает Зотов. Планируется ввести самые современные системы оплаты проезда, в том числе и с телефона. Но главное, чтобы системы оплаты на МКЖД были синхронизированы с системами метро и пригородных электричек.
Пока Кольцо в некоторых местах разорвано, кое-где работает только один путь. И сейчас время поездки по нему займет два с половиной часа. А когда его сдадут в конце 2015 года, если все будет по плану, то время в пути с учетом всех остановок займет один час 15 минут. В поездах планируется и Wi-Fi. Сами поезда будут по техническим параметрам ближе к метро. Среди производителей составов тоже будут проводить конкурс, сказал Зотов. Одно из главных требований, чтобы двери были широкими. Второе – чтобы можно было пройти через весь поезд без открывания дверей, как по коридору. (rg.ru/ Транспорт Украины и мира)