Нижегородский губернатор Валерий Шанцев попросил президента Владимира Путина возродить госпрограмму утилизации автомобилей, сообщил «Интерфакс». Шанцев напомнил, что писал по этому поводу письмо, и президент давал поручение. Путин на это ничего не ответил. Решение по проекту пока не принято, Минпромторг ведет предварительные консультации с автопроизводителями, сказали два участника консультаций.
От ранее действовавшей программы утилизации (см. врез) проект значительно отличается. По словам участников консультаций, программу предлагается распространить не только на частных лиц, владеющих легковыми автомобилями и LCV, но и на юрлиц, в парке которых есть подержанные грузовики и автобусы. А представитель правительства Нижегородской области уточнил, что программу предлагается провести не в целом по стране, а только в тех субъектах, где выпускаются автомобили. Крупнейшие автозаводы расположены в Татарстане, Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Самарской, Нижегородской, Ульяновской, Калининградской, Калужской областях.
Представитель Минпромторга сообщил, что министерство «считает целесообразным поддержать предложения о реализации региональных программ утилизации в форме предоставления субсидий субъектам РФ с целью стимулирования спроса на моторные транспортные средства в сегментах легких коммерческих автомобилей, автобусов и грузовиков». Чиновники министерства и ранее говорили, что в 2014 г. нужно поддержать сегмент коммерческого транспорта, где продажи снижаются сильнее, чем в секторе легковых автомобилей. Почему Минпромторг предлагает финансировать программы утилизации не напрямую из бюджета, а через субсидии региону, представитель министерства не пояснил. Необходимую сумму он также не назвал.
Программа утилизации нужна, но деньги на нее в федеральном бюджете не предусмотрены, сожалеет замминистра промышленности Алексей Рахманов. «Вопрос [возобновления программы утилизации] обсуждается, но есть и другие, более эффективные способы поддержки автопрома», — сказал представитель Минэкономразвития, не уточнив, какие именно. Представители Минфина и Минтранса на вопросы «Ведомостей» не ответили. Чиновник Минфина сказал, что с министерством вопрос возобновления программы утилизации не обсуждался, но он сомневается, что в бюджете на эти цели найдутся деньги. Минприроды поддерживает идею возобновления программы утилизации, сказал представитель министерства. Увеличение расходов федерального бюджета можно компенсировать средствами резервного фонда при правительстве, говорит представитель Нижегородской области. По данным сайта Минфина, совокупный размер средств этого фонда на 1 мая 2014 г. составлял 3,1 трлн руб.
Если программа будет касаться отдельных регионов, а деньги на нее выделяться из федерального бюджета, то это будет несправедливо по отношению к другим регионам, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В этом больше политики, чем экономики, добавляет он: там, где находятся автозаводы, необязательно самый устаревший парк или самые емкие рынки сбыта. Сдать в утилизацию автомобиль и получить взамен сертификат (production certification) на скидку для покупки новой машины можно будет в любом регионе страны, успокаивает один из собеседников «Ведомостей». Только на этот раз компенсировать скидки дилерам будут региональные власти (в зависимости от автопроизводителя) за счет средств, поступающих из федерального бюджета, отмечает он.
Деньги на утилизацию автомобилей власти найдут, уверен Удалов. Например, за счет средств, которые поступают в бюджет от взимания с осени 2012 г. утилизационного сбора на автомобили, замечает Удалов. В 2014-2016 гг. поступления от этого сбора в федеральный бюджет составят более 380 млрд руб., говорил осенью 2013 г. министр финансов Антон Силуанов.
«Ситуация на автомобильном рынке такова, что необходима поддержка государства», — констатирует представитель «АвтоВАЗа». Запуск новой программы утилизации позволит решить как минимум две задачи, продолжает он: обновить автомобильный парк (в стране около 15-16 млн автомобилей старше 10 лет) и стимулировать продажи и производство автомобилей. «Мы всегда заявляли о нужности данной программы и приветствуем любые меры, которые будут направлены правительством на поддержание работы российского авторынка, особенно учитывая его падение в последние месяцы», — сказал представитель Renault. Представитель «Камаза» отметил, что компания поддерживает все меры, направленные на обновление парка автомобилей. По его мнению, программу утилизации было бы эффективнее использовать в комплексе мер, включая, например, планируемую замену транспортного налога на автомобили экологическим.
Сейчас наиболее подходящее время для программы утилизации именно коммерческого транспорта, считает вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. В стране критически устаревший парк LCV, грузовиков, автобусов, а спад продаж сильнее всего именно в сегменте коммерческого транспорта, поясняет она. Программа обеспечит тройной эффект, полагает Матвеева: поддержит спрос, улучшит экологию и безопасность, оживит экономику. (rugrad.eu/ Транспорт Украины и мира)