Госслужба статистики зафиксировала значительный прирост экспорта товаров в Одесской области за первый квартал – он увеличился на 41,6%. При этом импорт упал на 23%. Портовики говорят, что Одесса перетянула на себя крымский грузопоток. Также на руку континентальным портам сыграл большой урожай зерновых.
По данным “Администрации морских портов Украины” (АМПУ), в целом объем перевалки грузов в морских портах Украины (без учета портов Крыма и Севастополя) в январе-апреле составил 46,2 млн. т (на 7,7% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года). Рост экспорта в первом квартале по всем украинским портам составил 15,6% до 33,1 млн. т. В Одесской области наибольшие показатели у Ильичевского морского порта, который нарастил 31% экспорта, по сравнению с первым кварталом 2013 г., Одесский порт – 18,2%, “Южный” – 14%.
В прошлом году крымские порты перевалили 13,8 млн. т грузов. В Крыму находится 5 из 18 морских портов Украины (11,3 млн. т в 2013 г.) и 2 из 3 морских рыбных портов (2,5 млн. т). На их долю в прошлом году пришлось всего 7% от общего объема перевалки в украинских морских и рыбных портах. Через крымские порты уходит 7,5% от общего объема украинского экспорта зерна или 1,7 млн. т. При этом в более 80% отгрузок зерна из АРК в прошлом году было осуществлено через терминалы севастопольской стивидорной компании “Авлита” (входит в структуру холдинга “Портинвест” Рината Ахметова).
Большая часть этих грузов сейчас перераспределяются на порты большой Одессы: Одесский, Ильичевский и “Южный”, говорит аналитик компании BlackSeaTrans Валентина Михайлова. По итогам четырех месяцев на эти порты пришлась половина всего грузооборота морских портов Украины – и этот показатель еще может расти.
Большая часть грузопотока – это перевалка металла (508000 т, +52%), переориентированного из крымских портов, зерновых, а также нефтегрузов, говорят в пресс-службе администрации Одесского порта. В целом в апреле порт переработал 2 млн. т грузов – это на 300000 т больше аналогичного периода 2013 г. (+15%). При этом грузооборот Одесского порта за четыре месяца вырос на 10,8% и составил 8,47 млн. т.
Впрочем, частично крымский грузопоток переориентируется и на порты Николаева, Азовские порты и Херсонский МТП – особенно в части перевалки зерна, которое ближе везти в эти порты, считает аналитик ЦТС Андрей Товстопят. “Важным фактором в выборе порта является не только логистическая составляющая, а устоявшаяся практика работы трейдеров с определенными терминалами. Кроме того, на выбор порта будет влиять и величина судовых партий – тоннаж свыше 25000 т нельзя отправлять через порты Азовского моря”, – говорит Товстопят.
По словам Валентины Михайловой, рост перевалки зерновых обеспечивается независимо от фактора Крыма. В 2013 г. Украина собрала почти 63 млн. т зерна, что на 36,3% больше, чем в 2012 г. Минагропрод прогнозирует экспорт зерна из Украины на уровне 33 млн. т в 2013-2014 марк. г. (заканчивается в июле). “На фоне запланированного экспорта в 33 млн. т, 2 млн. т экспортируемых через порты в Крыму – это очень мало. Эти грузы легко переориентировать на континентальные порты”, – говорит Михайлова.
По прогнозам генерального директора Украинской аграрной конфедерации Сергея Стоянова, в 2014 г. валовой сбор зерновых в Украине составит свыше 60 млн. т, а значит перевалка зерна в Украинских портах, как минимум, не уменьшится. (Trans-port.com.ua/Транспорт Украины и мира)