Мэр Киева Виталий Кличко в начале сентября сообщил жителям столицы пренеприятнейшую новость – их ожидает неизбежное подорожание проезда в метро. Пояснил он это тем, что киевский метрополитен сегодня убыточен, а его тариф не повышался уже очень давно. “Я думаю, что это произойдет”, – сказал тогда мэр.
К концу месяца стало известно, что городские власти уже занимаются этим вопросом. “На сегодняшний день руководством города обсуждается вопрос изменения тарифа в подземке”, – отмечалось в сообщении коммунального предприятия “Киевский метрополитен”. Однако насколько будет повышаться стоимость проезда и когда это произойдет, никто так и не сообщил.
При этом в КП напомнили, что столичное метро остается едва ли не самым дешевым в Украине и Европе. Даже харьковчане платят 3 грн. за поездку, а жители Вены и Парижа выкладывают за подобную услугу сумму, эквивалентную 30 грн.
Конечно, европейские цены киевлян вряд ли коснутся, но до 3,5 грн. тариф вполне может дойти. Такой прогноз сделал глава постоянной комиссии Киевсовета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Александр Клюс.
Так когда же подорожает подземный транспорт, на сколько и действительно ли в этом есть необходимость?
Отвечая на эти вопросы, в пресс-службе КП “Киевский метрополитен” сообщили, что убыточность предприятия – это факт. Вся надежда сейчас на компенсацию из городского бюджета. “Экономически обоснованный тариф составляет 3,11 грн. Если власть найдет средства для компенсации убытков, то, возможно, тариф останется неизменным, но если средств не будет – необходимо повышать стоимость проезда”, – сообщил сотрудник пресс-службы.
При этом на предприятии отметили, что еще в конце прошлого года направили в Киевскую горадминистрацию расчеты по себестоимости разовой поездки и теперь ждут решения мэрии.
По информации пресс-секретаря КП “Киевский метрополитен” Наталии Макогон, сейчас вопрос повышения тарифов на проезд в городском метро прорабатывается в финансовом департаменте КГГА, после чего проект решения будет вынесен на сессию горсовета. Однако когда это произойдет, она не знает. “Этот вопрос рассматривается уже давно – последние года два”, – рассказывает Макогон. “Существует износ вагонов, рельсов, шпал. Мы пока, конечно, не переходим черту безопасности, но работаем в экстренном режиме”, – жалуется чиновница на нехватку средств.
В свою очередь пресс-секретарь Киевского городского совета Оксана Грязнова сообщила, что в повестке дня сессии Киевсовета, запланированной на 9 октября, вопрос изменения тарифов на услуги метрополитена отсутствует. “В Киевсовет пока вопрос повышения цен на метро не поступал”, – заявила она.
Однако, отметила при этом Грязнова, повестка дня еще формируется и все может быть. Пресс-секретарь Киевсовета рассказала, что, согласно процедуре, Киевгорадминистрация должна подать документы, касающиеся повышения цены на проезд, в постоянную комиссию Киевсовета по транспорту и связи. Оттуда проект решения, в случае его одобрения, направляется на рассмотрение согласительного совета, который уже имеет полномочия включить его в повестку дня сессии. “Если профильная комиссия этот вопрос у себя рассмотрит, и не будет возражений депутатов, то вопрос не отправят на доработку, а вынесут на согласительный совет, где он может быть включен в повестку дня”, – рассказала она.
Что касается целесообразности подорожания проезда в метро, то экономист Борис Кушнирук считает идею в целом правильной. Однако предостерегает от попыток на этом зарабатывать. По его мнению, убыточность и дотационность коммунальных предприятий общественного транспорта – вполне нормальное явление для развитых стран. “Метро – это такой вид общественного транспорта, который является убыточным не только в Украине, но и в других странах. Другое дело, что у нас убыточность обусловлена в большой степени банальным разворовыванием. Если брать западные страны, то там не всегда цена покрывает себестоимость, но и общественный транспорт там функционирует не ради прибыльности, потому и дотируется”, – рассказал он.
Также, по мнению эксперта, нужно прекратить ущербную практику бесплатной перевозки в метро льготников. Вместо этого им нужно выплачивать адресную помощь на проезд, что позволит избежать определенных злоупотреблений. “Модель, работающая сейчас – неэффективна. Она порождает коррупцию и мошенничество, поскольку информация о количестве льготников, которую подают коммунальщики, не отражает реального положения дел. А именно – коммунальные предприятия часто завышают данные, благодаря чему получают из бюджета возмещение за услуги, которых в действительности не предоставляли”, – отмечает Кушнирук.
В заключение экономист выразил мнение, что цену на проезд в метро повышать все же нужно, но в разумных пределах. Ведь, иначе, столичные пассажиры пересядут на более дешевый наземный транспорт и превратят город в сплошной затор. (РБК-Украина/Транспорт Украины и мира)