4 ноября Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) сообщил о предоставлении крупному молдавскому трейдеру Trans-Oil Group кредита на $25 млн. Средства будут направлены на расширение мощностей их зернового терминала в молдавском речном порту Джурджулешты, а также покупку и модернизацию мощностей по хранению зерна в украинском морском торговом порту (МТР) Рени.
Пропускной способности порта в Молдове уже не хватает, чтобы справляться с нынешними объемами грузов, поэтому Trans-Oil Group стала арендовать зернохранилище в Рени, говорится в сообщении. Приобретение и последующая модернизация терминала в порту Рени, как ожидают в компании, позволит к 2017 г. в пять раз увеличить объемы хранения зерна. Кроме того, услугами терминала смогут воспользоваться и независимые экспортеры.
За последний год благодаря молдавским экспортерам в порту увеличилась перевалка зерновых почти вдвое, заявил начальник Ренийского морского торгового порта Сергей Строя. По его словам, помимо Trans-Oil Group, есть и другие молдавские трейдеры, которые собираются инвестировать в порт – в частности, в ремонт складов, строительство новых емкостей и оборудования для хранения и перевалки зерна. Собеседник отметил: при участии молдавских компаний в ближайшее время планируется строительство новых объектов портовой инфраструктуры.
В этом году активизировались работы и по развитию других портов страны. ЕБРР выделил $60 млн. стивидорной компании “Бруклин-Киев” для строительства зерноперевалочного комплекса мощностью 4,5 млн. т в год в Одесском морском торговом порту. Проект реализуется в соответствии с соглашением между “Бруклин-Киев” и компанией Louis Dreyfus Commodities.
В 2015 г. банк продолжит финансирование проектов портовой инфраструктуры в Украине, сообщил старший советник представительства ЕБРР в Украине Антон Усов. Он уточнил, что банк рассчитывает в основном выделять средства на развитие зерноперевалочных мощностей в морских гаванях, а ближайшим проектом может стать кредитование строительства еще одного крупного объекта в Одесском ТП. Однако получателя средств и профиль объекта эксперт не назвал.
В “Администрации морских портов Украины” (АМПУ) рассчитывают, что развитие портового хозяйства и дальше будет осуществляться в рамках государственно-частного партнерства. АМПУ в начале года утвердила план развития портов: краткосрочный (на 3 года), среднесрочный (на 9 лет) и долгосрочный (на 24 года). Предусматривается как проведение дноуглубительных работ, так и строительство и реконструкция гидротехнических сооружений, а также тыловой инфраструктуры портов. Дноуглубительные работы реконструкция причалов уже дают плоды: в ноябре возобновится паромное сообщение Украины и Турции в Скадовском МТП, а порт “Южный” благодаря увеличению проходной осадки с 14,5 до 18,5 м смог привлечь в 2014 г. дополнительно от портовых сборов 12 млн. грн. в месяц.
В АМПУ также сообщили, что в планах на 2015 г. – продолжение дноуглубительных работ в большинстве портов страны. Также намечено строительство новых терминалов практически во всех крупных и средних МТП страны, заявил первый заместитель председателя АМПУ Юрий Васьков. Он добавил, что участники рынка ждут формирования нового правительства, чтобы понять, куда двигаться дальше.
Впрочем, в Мининфраструктуры сказали, что сегодня многие грузоотправители не желают заходить в украинские порты не столько из-за устаревших мощностей и малых глубин, сколько по причине зарегулированной процедуры прохождения таможенного и другого вида контроля. Такая ситуация сдерживает желание инвесторов начинать строительство объектов портовой инфраструктуры, поскольку нет понимания, смогут ли эти вложения окупиться в таких условиях. Один из собеседников в ведомстве сообщил, что чиновники прорабатывают вопрос о создании во всех портах свободных экономических зон, что позволит снизить таможенные сборы, упростить прохождение грузов, ввести для инвесторов в портах, которые будут строить или модернизировать объекты инфраструктуры, налоговые каникулы. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)