В Якутии рассматривают возможность создания порта мощностью 20 млн. т в год на правом берегу р. Лена близ станции “Правая Лена”.

Как указано в сообщении пресс-службы администрации главы региона, соответствующую концепцию по созданию промышленно-логистического кластера “Якутский индустриальный парк”, разработанную специалистами Волжской государственной академии водного транспорта совместно с ОАО “Ленское объединенное речное пароходство”, презентовал в ходе совещания по вопросам развития транспортного узла в Нижнем Бестяхе под председательством главы Якутии Егора Борисова доцент кафедры Управления транспортом Волжской государственной академии водного транспорта Сергей Железнов. По мнению ученого, сырьевые ресурсы центральной Якутии располагают к созданию на правом берегу Лены производств по выпуску облагороженного угля, топливных брикетов, различных стройматериалов (зольный кирпич, шлакоблоки, смеси, сэндвич-панели, железобетонные плиты), металлических изделий на основе переработки металлолома, пиломатериалов, цветных металлов и т. д.

Концепцию предлагается превратить в проект и реализовать на основе механизмов государственно-частного партнерства с привлечением средств “Внешэкономбанка”. Заявленный разработчиками срок окупаемости такого проекта может составить 10-13 лет, в зависимости от экономической конъюнктуры.

В качестве ожидаемых результатов реализации проекта называются развитие Якутской городской агломерации и появление полноценного города-спутника, создание свыше 7 тыс. рабочих мест, оптимизация товародвижения путем переключения грузопотоков с порта Осетрово на перевалочный пункт кластера, рост грузооборота, а главное максимальная загрузка железной дороги “БАМ – Нижний Бестях”.

Однако далеко не все участники совещания однозначно поддержали предлагаемую концепцию. В частности, генеральный директор ОАО “Еловское-Трансстрой” Александр Дудников выразил сомнения по поводу целесообразности возведения речного порта, поскольку перевозки по реке имеют лишь сезонный характер. Кроме того, Дудников уверен, что берегоукрепление и строительство причальной набережной окажется чрезвычайно затратным.

Председатель совета директоров ОАО “Транспортно-логистический центр” Александр Аммосов был еще более категоричен. Он дал понять, что идея с индустриальным кластером дублирует уже начатую его предприятием работу.

По мнению Аммосова, острой необходимости строить речной порт нет, а свободные площади для размещения производственных объектов уже имеются в распоряжении компании ТЛЦ.

В поддержку развития проекта ТЛЦ выступил также генеральный директор ОАО “РИК” Петр Алексеев, назвав его более реальным и привлекательным, в том числе с точки зрения участия инвесторов.

В ходе совещания несколько раз упоминался и крупнейший в стране контейнерный оператор – компания “ТрансКонтейнер”, которая заинтересована в создании своего перевалочного пункта в Нижнем Бестяхе.

Председатель правительства РС(Я) Галина Данчикова при обсуждении заняла нейтральную позицию. Она считает, что идея создания промышленного кластера в целом неплохая, но требует дополнительной проработки, в том числе с учетом уже имеющихся проектов. Также премьер-министр уверена, что строительство речного порта на правом берегу может быть оправдано только в случае отказа от возведения мостового перехода через Лену.

Подводя итоги совещания, глава республики сделал вывод, что пока все потенциальные участники формирования транспортно-логистического узла в Нижнем Бестяхе руководствуются лишь решением своих узких задач, тогда как в данном случае нужен комплексный подход.

Исходя из этого, он поручил еще раз просчитать все варианты, объемы, при необходимости создать консорциум, и к концу января разработать и представить на рассмотрение новый объединенный проект, чтобы далее принимать решение по привлечению инвестиций. “Нижний Бестях уже определен городом-спутником Якутска. Минтранс занимается подготовкой концепции создания кратчайшего транспортного коридора из Азии в Европу через Севморпуть. Если мы не создадим в Нижнем Бестяхе производства, то нет смысла вообще вести дальнейший разговор”, – сказал Егор Борисов.

В конце августа участок железнодорожной линии “Томмот – Нижний Бестях” (439 км) был сдан во временную эксплуатацию. В настоящее время генеральным подрядчиком ЗАО “Инжтрансстрой” ведутся работы по завершению его строительства и доведению до норм постоянной эксплуатации в 2015 г.

В связи с этим на первый план выходит проблема создания в Нижнем Бестяхе необходимой инфраструктурно-обустроенной территории для обеспечения полноценной и рентабельной работы железной дороги.

Согласно поручению главы республики Егора Борисова, в декабре прошлого года была создана компания “Транспортно-логистический центр РС(Я)” (ТЛЦ), которая сегодня занимается строительством первой очереди транспортно-логистического центра. Речь идет о строительстве подъездных, погрузо-выгрузочных и маневровых железнодорожных путей, открытых площадок для грузовых операций, энергоснабжении объектов нового транспортного узла. Также ведутся работы по возведению в районе станции Нижний Бестях прирельсового склада нефтепродуктов ОАО “Саханефтегазсбыт” и ОАО “НК “Туймаада-Нефть” и подъездной автодороги к этому складу. (PortNews/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий