Хотя билеты на поезда обычно приходится покупать загодя, в поездах УЗ иногда пассажир может попасть в полупустой вагон. Сколько ведомство может сэкономить средств, введя систему перевода пассажиров на пустые места аналогичного качества в другом вагоне?

Часто ли вам доводилось ездить в полупустом вагоне поезда? Возможно, да. Хотя поездка на поезде — особенно по “курортному” направлению — вызывает в памяти фразы кассиров в духе “остались только боковушки”, такие ситуации довольно нередки. Недавно наши коллеги столкнулись именно с такой ситуацией на фактически самом популярном у пассажиров поезде направления Львов-Киев: в нескольких вагонах ехало в среднем по 7 человек.

Delo.UA, выслушав удивленные возгласы о том, как могут ездить (и зачем?) полупустые поезда, задалось вопросами: как “Укрзализныця” контролирует пассажиропоток в поездах, почему иногда в вагоне едет не больше 10 человек, и сколько теряет ведомство на отоплении “воздуха” в полупустых вагонах.

Система формирования состава индивидуальна для каждого поезда, и регулируется она в соответствии с пассажиропотоком. “Укрзализныця” этот пассажиропоток ежедневно отслеживает и анализирует. Согласно существующей технологии формирования схем поездов, количество вагонов зависит от населенности конкретного состава поезда в сочетании туда/обратно — то есть, теоретического количества пассажиров, которые воспользуются этим поездом.

Самыми популярными в “Укрзализныце” остаются направления Киев — Львов (в среднем пассажиропоток в сутки составляет 1,5 тыс. пассажиров), Киев — Харьков (пассажиропоток — 1,4 тыс. пассажиров) и Киев — Днепропетровск (1,3 тыс. пассажиров). Вместе с тем самая низкая пассажиронаселенность в сентябре текущего года у поездов Кременчуг-Бахмач (курсирует 3 вагона), Одесса-Умань (курсирует 5 вагонов) и Купянск-Харьков (курсирует 4-5 вагонов).

Впрочем, даже несмотря на тщательный, по заверениям “Укрзализныци”, анализ загрузки направлений, все еще встречаются вагоны, в которых едет по 7 человек. Так почему же в поездах формирования ж/д-монополиста можно встретить полупустые вагоны?

В учреждении объяснили, что продажа билетов на поезд проходит равномерно, и с помощью автоматики регулируется заполняемость вагонов. “С ноября 2011 года введено автоматическое повагонное регулирование продажи проездных документов. Реализация мест начинается с одного вагона каждого типа (СВ, купейный, плацкартный). В случае если в вагоне определенного типа останется менее 9 мест, открывается для продажи следующий вагон этого типа”, — говорят в “Укрзализныце”, добавляя, что при повагонных продажах заполнение состава осуществляется равномерно.

Вместе с тем ситуация относительно наличия свободных мест в вагоне может быть вызвана несколькими причинами, такими как то, что пассажиры едут не с/к начальной/конечной станции, а также тем, что поезд в одну сторону имел высокий показатель населенности, а обратно возвращается малонаселенным (или наоборот). “При низкой населенности поезда производится регулировка схемы поезда в соответствии с имеющимся пассажиропотоком”, — прокомментировали в “Укрзализныце”. Фактически, если в вашем поезде 15 вагонов, в которых едет минимальное количество человек, УЗ просто “знает”, что обратно он поедет уже полным.

Казалось бы, ничего криминального в полупустых вагонах нет, пассажиры едут в комфорте и им никто не мешает. Но на фоне постоянно растущих убытков УЗ от пассажирских перевозок как в дальнем, так и пригородном сообщении это выглядит странно. По данным УЗ, за 9 месяцев текущего года убытки от пассажирских перевозок составили около 6,1 млрд. грн. Кроме этого, вагонный парк “Укрзализныци” также не отличается новизной — износ парка пассажирских вагонов составляет около 86%. А в средствах на глобальное обновление ведомство, как всегда, очень ограничено.

Почему же при таких убытках УЗ не проявляет гибкость и не вводит систему, при которой можно переводить пассажиров на пустые места аналогичного качества в другом вагоне, тем самым сэкономив на отоплении?

Согласно действующим нормам, температура в вагоне на зимний период должна быть не менее 18 градусов, а отопительный ж/д сезон начинается при условии, что среднесуточная температура воздуха составляет менее 10 градусов Цельсия. Даже при условии, что в вагоне находится несколько человек, проводник обязан поддерживать такую температуру, расходуя при этом топливо и государственные средства в основном на обогрев воздуха.

В пресс-службе ведомства пояснили, что случаи возникновения полупустых вагонов единичны, потому вводить систему пересадки пассажиров не имеет смысла. Вдобавок в УЗ ссылаются на то, что при посадке пассажир поезда рассчитывает на свой вагон и место. “Если пассажиров пересаживать, может возникнуть путаница. Да и не все пассажиры хотят переходить в другой вагон, что создает для проводников поезда дополнительные проблемы”, — говорят в пресс-службе.

И пока в “Укрзализныце” беспокоятся о комфорте пассажиров, ведомство даже с учетом таких единичных случаев может терять от 2 до 7 тыс. грн. на одном вагоне.

По данным госмонополиста, расходы на отопление пассажирских поездов зависят от температурного режима. В расчет принимаются следующие требования: при температуре окружающей среды в 0 градусов и длине поезда в 20 пассажирских вагонов сумма расходов средств на отопление пассажирских вагонов каменным углем в среднем составляет 2-3 тыс. грн. на поезд/сутки. Если же поезд отапливается не углем, а применяет другой теплоноситель для отопления – электричество, расходы становятся в два раза больше — по данным УЗ, в среднем за электричество для отопления одного вагона нужно платить 6-7 тыс. грн. поезд/сутки.

Однако в масштабах всей организации посчитать эту сумму не представляется возможным — ни сама “Укрзализныця”, ни эксперты не могут предоставить точных данных по этому вопросу. Но если исходить из того, что такая ситуация складывается минимум раз в неделю с каждым из поездов, цифра вырисовывается солидная. Но, похоже, в ближайшее время УЗ вряд ли начнет экономить на отоплении — организация сейчас куда больше занята внутренними скандалами и грядущей реорганизацией. Да и пассажиры пока не жалуются. (delo.ua/ Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий