Генеральный директор крупнейшей в Украине авиационной компании ЧАО “Украинские вертолеты”, за плечами которой работа в миротворческих и гуманитарных миссиях ООН в 18 странах, Григорий Кривошия рассказал о гуманитарной миссии в Украине, помощи волонтеров и спасении человеческих жизней.
– С конца августа четыре ваших вертолета с уникальным медицинским модулем на борту работают в Украине. Что удалось сделать за это время?
– Пилоты “Украинских вертолетов” перевезли 130 человек. Большинство из них пострадали во время боевых действий, но было и много мирных жителей. Условия, в которых сейчас существуют украинцы в Донецкой и Луганской областях, нечеловеческие. К примеру, недавно мы доставили из Приморска в Днепропетровск женщину с грудным ребенком. У малыша открылся бронхит в тяжелой форме, а сама женщина долго не могла получить квалифицированную медицинскую помощь после перелома ноги. Наши медики помогли им сначала в медпункте, а затем доставили больных на вертолете в госпиталь.
– Врачи тоже люди. Сложно во время боевых действий не показывать свою позицию.
– Мы оказываем помощь всем без исключения раненным. Многие из наших пилотов до Украины поработали в Южном Судане, где приходилось вывозить с поля боя как военных в голубых касках, так и раненных женщин и детей. Поверьте, тогда мы брали на борт всех, не зависимо от того, военный это или житель деревни. В Украине ничего не изменилось.
– Местные жители помогают в работе?
– Поражают волонтеры. К примеру, в Запорожье, когда мы перевозили пострадавших с пулевыми ранениями в живот, хозяин одной из аптек подарил нам десять подушек. До этого приходилось подкладывать под головы пострадавших свернутые курточки. Можете представить, как эти подушки облегчили раненным часовой перелет. О дорогостоящих медицинских препаратах я вообще молчу. Их нам бесплатно привозят волонтеры.
– Сами перелеты кто оплачивает?
– В день мы тратим порядка $20 тыс. на то, чтобы перевезти на вертолете пострадавших, оплатить работу машин скорой помощи и медиков. Деньги берем из собственного кармана, понимаем, что у страны их сейчас просто нет.
– Работа в воздухе отличается от работы на земле?
– Очень отличается. Когда врачи ставят капельницы и переливают кровь, им нужно учитывать высоту вертолета и вибрацию. Пожалуй, самым напряженным в этом плане был первый рабочий день. Неподалеку от Приморска в бронетранспортере на фугасе подорвалось трое иностранных корреспондентов. Двое отделались сравнительно легкими травмами, а вот бельгиец сломал позвоночник. Этому парню наши медики вливали стабилизационную жидкость прямо на борту. Уже через сорок минут после сложнейшей операции он оказался в госпитале в Днепропетровске. Журналист в стабильном состоянии и уже поправляется.
– Сейчас руководство АТО не использует вертолеты в зоне. Ранее вы там летали?
– Компания “Украинские вертолеты” не участвует в антитеррористической операции. Мы не перевозим военнослужащих ни в зону АТО, ни из зоны, а также не сотрудничаем с военными батальонами. Наша основная задача – спасение человеческих жизней в рамках гуманитарной операции.
– Вы эксплуатируете вертолеты российского производства, большая часть комплектующих которых производится в России. Не боитесь, что вам перекроют кислород ваши же партнеры?
– В изменившемся мире политика и общественное мнение заставляют бизнесменов разрывать договора и не выполнять обязательства. Возьмите пример с французским вертолетоносцем, изготовленным по заказу России. Что будет с этим кораблем до сих пор открытый вопрос. Однако “Украинские вертолеты” работают на гуманитарном, а не на военном рынке. Эти понятия нельзя смешивать. Поэтому мы уверены, что наши зарубежные партнеры будут верны своим обязательствам.
– И все же в неофициальных российских кругах вас обвиняют в поддержке “мародеров” и “насильников” из батальонов Национальной гвардии?
– Наши пилоты спасают раненных и пострадавших по всему миру. Мы доставали из-под завалов людей во время землетрясения в Пакистане в 2006 г., привозили еду и чистую воду голодающим племенам Африки в 2007-2009 гг.
Спасали раненных миротворцев ООН в Кот-д’Ивуаре в 2010 г. и в Республике Конго в 2011 г. Гуманитарная миссия в Украине отличается только тем, что сейчас наши пилоты работают на родной земле. Мы по-прежнему стоим в стороне от политики, и своей миссией видим помощь пострадавшим мирным жителям, спасение раненых и доставку медикаментов нуждающимся. (РБК-Украина/Транспорт Украины и мира)