После того как Росавиация опубликовала списки пьяных пилотов за 2014 г., в Государственной думе обеспокоились проблемой безопасности воздушных перевозок. В отчете отмечалось, что в 2014 г. Росавиация выявила 22 случая употребления спиртного или психоактивных веществ членами экипажей воздушных судов гражданской авиации. Это вдвое больше, чем в 2013 г., и максимальный показатель с 2010 г.
В связи с этим первый зампредседателя комитета ГД по транспорту Виталий Ефимов (“Единая Россия”) подготовил письмо в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) с просьбой рассмотреть возможность создания закрытого черного списка неквалифицированных пилотов и диспетчеров, которых увольняли с предыдущего места работы за трудовые нарушения.
По мнению парламентария, именно пилоты и диспетчеры несут максимальную ответственность за жизнь и здоровье авиапассажиров, поэтому, чтобы избежать несчастных случаев, необходимо, чтобы другие авиакомпании были уведомлены о проштрафившихся специалистах. Виталий Ефимов полагает, что появление подобного списка позволит авиакомпаниям иметь объективную информацию о любом сотруднике и избегать ошибок при найме.
“После первой же пьянки необходимо снимать таких пилотов с работы. Они получают по 400-500 тыс. в месяц. Необходим один общедоступный реестр, который должен быть размещен на сайте. Почему у нас есть реестр только на недобросовестные компании? Почему подобный реестр серьезно провинившихся пилотов не может вести наша авиационная служба?”, – возмущается первый зампредседателя комитета по транспорту.
Виталий Ефимов отметил, что в ближайшие дни он встретится с министром транспорта Максимом Соколовым, которому также предложит реализовать идею создания черного списка пилотов и диспетчеров.
По словам экспертов, сейчас при увольнении членов экипажа, уличенных в употреблении спиртного на работе, авиакомпания может опираться и на Трудовой кодекс (ТК) РФ, позволяющий расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя из-за грубого нарушения дисциплины, и на КоАП, согласно которому пилот может быть лишен права управлять самолетом на срок до 2 лет. Однако на практике чаще всего авиакомпания просто увольняет сотрудника по 81-й статье ТК. После увольнения пилот может вернуться в авиацию, но по прошествии нескольких лет. Однако в крупные пассажирские авиакомпании ход ему уже будет закрыт, и, как вариант, остаются небольшие авиапредприятия, осуществляющие сельхозработы или грузовые перевозки. (Aex.ru/Транспорт Украины и мира)