Еще в 2005 г. государственное авиапредприятие “Львовские авиалинии” было успешным и процветающим. Предприятие имело два десятка самолетов, которые осуществляли пассажирские и грузовые перевозки, там работало 150 профессиональных летчиков и более сотни обслуживающего персонала. Кроме того, были склады со всем необходимым оборудованием. В том же году его признали лучшим предприятием Украины по следующим критериям – прибыль, использования рабочего времени и производительность работы. А через год компания “нажила” тридцатимиллионные убытки, через пять лет убытки достигали уже 50000000, через восемь лет не осталось ни одного самолета, а предприятие сейчас находится в стадии ликвидации.

Со времени провозглашения независимости авиапредприятие обогатилось несколькими “военными” самолетами. “Львовские авиалинии” в 1995 г. получили три самолета Ил-76 и два Ан-12. Их предприятию передали из Вооруженных сил в обмен на жилье для военных. Именно в то время авиалиниям выделили почти 200 квартир для работников в новом доме недалеко от аэропорта. Собственно, те квартиры и обменяли на самолеты. Всего в ангаре компании было семь самолетов Як-42, шесть – Ан-24, два – Ан-12, три – Ил-76. Последние и сегодня считаются выгодным с экономической точки зрения грузовыми воздушными судами в мире.

“Самолеты ежедневно были в небе, – рассказывает член Свободной профсоюза ГАП” Львовские авиалинии” Сергей Смищук, который работал на предприятии с 1994 г. – Еще в 2006 г. наши самолеты и в Африку летали, перевозили грузы. Не менее эффективно летали и пассажирские самолеты. Куда девались эти средства до сих пор концов найти не можем “.

А искать “концы” профсоюз начал с 2005 г., сразу после того, как работникам объявили, что предприятие становится убыточным. Так что авиапредприятие принадлежит государству, работники несколько раз требовали от государства, в лице Министерства транспорта и связи (настоящее Министерство инфраструктуры), финансово-экономическое обоснование решения об убыточности “Львовских авиалиний”. Но там обращение профсоюза предприятия проигнорировали. К слову, проигнорировали в министерстве и официальный запрос “Украины молодой”. А отвечая на один из запросов Свободного профсоюза, в Министерстве инфраструктуры в 2011 г. написали: “Начиная с момента создания ГАП “Львовские авиалинии” (2004 г.), деятельность предприятия не стала прибыльной”. А дальше посчитали убытки почему-то только за три последних года, то есть начиная только с 2008 г.

Поэтому чем за один год успешно предприятие Украины могло превратиться в грандиозного должника, остается загадкой за семью замками. “Как стало известно, в 2005-2006 гг. существовала такая схема: договаривались с туристической компанией, людей привозили к самолету, там пассажиры рассчитывались за полет и их везли в Италию, – рассказывает о работе одной из многих теневых схем Смищук. – Прокуратура даже открыла тогда уголовное дело, но впоследствии тихонько закрыла”.

К слову, в 2006-2011 гг. Свободный профсоюз написал в прокуратуру двадцать заявлений о преступлениях. На основании этих заявлений судебная волокита продолжается до сих пор. По словам представителей профсоюза, работой “Львовских авиалиний” не раз интересовалась прокуратура, но дела до суда так и не доходили.

Зато прокуратура Львовщины в ответе на информационный запрос нашей газеты насчитала шесть уголовных производств, которые были нарушении при работе предприятия в 2005-2014 гг. Большинство из них касаются невыплаты заработной платы работникам, и начинаются они с прошлого года. В прокуратуре подсчитали, что предприятие задолжало работникам, по состоянию на июль 2013 г., почти 3,5 млн. грн.

“Профсоюз защищает интересы работников о невыплате заработной платы, и мы десятки выигранных судов, – продолжает член профсоюза Смищук. – Практически все дела доводим и выиграем в Европейском суде по правам человека, и уже подали пять заявлений к тому же Европейского суда, ведь в Украине даже их решения не выполняются”.

Другие же два уголовных дела, по которым писали в прокуратуру, – продажа Ан-12, сдача в аренду самолетов частным структурам и отчуждения самолета Як-42. В первом случае уголовное производство касалось продажи по заниженной стоимости Ан-12 и передачи в аренду самолетов ООО “Вега” и ООО “Сириус”. Уголовное дело возбудили в 2008 г. сразу по нескольким статьям “присвоение или злоупотребления имущества путем использования служебного положения”, “доведение до банкротства”, “злоупотребление служебным положением”, “превышение служебных полномочий, повлекшие тяжкие последствия”, “служебная халатность, повлекшая тяжкие последствия “. “В ходе расследования данного уголовного дела установлено, что в устойчивой неплатежеспособности ГАП “Львовские авиалинии”, наличия на предприятии значительной дебиторской и кредиторской задолженности, незаконной продажи самолета Ан-12БК привели действия бывшего генерального директора авиапредприятия А. Ковальчука”, – сообщила прокуратура Львовской области на информационный запрос газеты. Но уголовное дело было закрыто в связи со смертью обвиняемого.

Сергей Смищук из Свободного профсоюза рассказывает, что один из Ан-12 продали по заниженной цене. “Нашли какую-то непонятную биржу, на которой самолет продали за 2 млн. грн., – говорит Смищук. – Хотя реальная рыночная стоимость такого авиасудна достигает $3-5 млн. А Ил-18 вообще продали за миллион гривен, как “Мерседес”.

Но самое интересное в том запутанной историй, что упомянутый выше Ковальчук, которого обвиняют в доведении предприятия до устойчивой неплатежеспособности, ушел с должности еще в 2006 г. Еще перед продажей самолетов и задолго до заключения соглашений с частными предприятиями на аренду воздушных судов. Правда, Ковальчук действительно умер в 2009 г. Так будет ли опротестовывать обвинения.

Де-факто, после Ковальчука и к 2010 г. “Львовские авиалинии” руководили еще трое генеральных директоров. Некоторые из них были исполняющими обязанности, но все должны были бы пройти соответствующий конкурс и быть назначенными профильным министерством. Редакция копию приказа Министерства транспорта, подписанного Иосифом Винским, от 12.11.2008 г. о назначении Дмитрия Черведюка исполняющим обязанности генерального директора Государственного авиационного предприятия “Львовские авиалинии”: “Задумайтесь, после 2006 г. все генеральные директора назначались на должность не в Государственное авиапредприятие “Львовские авиалинии”, а в Государственное авиационное предприятие “Львовские авиалинии”, – разъясняет Смищук. И эта, казалось бы, мелкая отличие в названии – авиапредприятие и авиационное предприятие – оказалась на самом деле очень важна. “То есть де-юре руководителей назначали на несуществующее предприятие, – продолжает Смищук, – хотя на самом деле директора имели все полномочия и права. Даже судья Железнодорожного районного суда Львова подала запрос в Единый государственный реестр с вопросом “Можно ли считать те юридические лица одним предприятием?”. В структуре четко ответили “нет”.

Теперь становится понятным, почему за дела 2007-2009 гг. ответственность несет генеральный директор Государственного авиапредприятия, а не следующие, которые руководили Государственным авиационным предприятием.

Еще одно интересное замечание, которое наталкивает на размышления: уголовное дело по поводу подписания договоров с ООО “Вега” и “Сириус” было возбуждено в 2008 г. Из предыдущих ответов прокуратуры Свободной профсоюзе можно сделать вывод, что договор с ООО “Авиакомпания “Сириус” был подписан в 2002 г. А вот с ООО “Вега” договор об обмене воздушными судами и экипажами был подписан в ноябре 2009 г. И подписывал договор тогдашний заместитель генерального директора Сергей Подгородецкий. Правда, тогда прокуратура ничего криминального не увидела, ведь по условиям договора “Львовские авиалинии” выполняли рейсы ООО “Вега”. Последние задолжали ГАП более 1 млн. грн.

“Когда к руководству авиапредприятия в 2007 г. пришли Евгений Дыхне (и. о. гендиректора) и Сергей Подгородецкий (первый заместитель), то убытки компании считались уже по миллиону за месяц, – продолжает Сергей Смищук. – Далее и. о. гендиректора стал Дмитрий Чевердюк, а Подгородецкий так и остался на своем посту, заместителем уже нового гендиректора. Добавлю интересный факт: Сергей Подгородецкий 20 лет отслужил в армии, был комендантом железнодорожного вокзала, затем заместителем директора ГАП “Львовские авиалинии”, а теперь – миллионер, который владеет частью акций украинской авиакомпании “Atlasjet Украина”, базирующейся во Львове. Впечатляющая карьера не так ли?”.

К слову, члены профсоюза утверждают, что в 2009 г., когда был подписан договор аренды с ООО “Вега”, гендиректором авиалиний был Дмитрий Черведюк, а гендиректором “Веги” – Александр Черведюк. Но ни родственных отношений, ни нарушений в этом никто из ответственных органов тогда не увидел…(Украинский авиационный портал/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий