Рост погрузки на железнодорожном транспорте, по прогнозу, в 2015 г. составит 1%, грузооборота до 1,5%. Такой прогноз содержится в аналитическом обзоре “Объединенной вагонной компании”. Перевозки угля железнодорожным транспортом в 2015 г. будут расти за счет увеличения экспортного грузопотока в страны азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Также прогнозируется рост объем перевозки зерна вслед за рекордным урожаем.
В декабре 2014 г. погрузка угля на сети РЖД составила 28,9 млн. т и осталась на уровне 2013 г. Всего за 2014 г. было отправлено по железной дороге 315,4 млн. т угля (+1,5% к уровню 2013 г.).
Остановка роста перевозок угля в декабре 2014 г. произошла из-за снижения импорта российского угля Польшей и Украиной более чем наполовину.
Помимо замедления темпов роста перевозок, важным трендом конца 2014 г. стало снижение мировых цен на каменный уголь. Реализация внутренней программы КНР по сокращению потребления угля и диверсификации источников энергии, рост экспорта со стороны австралийских и бразильских поставщиков, а также падение цен на нефть привели к избыточному предложению угля на мировом рынке.
Тем не менее, перевозки угля в России росли с января по ноябрь 2014 г. Основные драйверы роста – переход Японии на угольную энергетику после аварии на Фукусиме и увеличение потребления угля в Европе в рамках программы диверсификации энергоносителей. Дополнительным фактором, укрепляющим позиции российских компаний на мировом рынке, стала девальвация рубля, которая вызвала снижение долларовой себестоимости российского угля до минимальных значений.
В декабре 2014 г. погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД составила 2 млн. т (+18% к декабрю 2013 г.) За 2014 г. по железной дороге было отправлено 18,2 млн. т зерна (+33,9% к январю-ноябрю 2013 г.).
Урожай 2014 г. оказался рекордно высоким за последние несколько лет, что позволило существенно расширить экспортные потоки. Но по итогам ноября 2014 г. около 70% объема урожая, предназначенного на экспорт, уже было направлено за рубеж. Это привело к ограничению государством дальнейшего экспорта зерна, чтобы снизить угрозу внутреннего дефицита.
Также прогнозируется, что в среднесрочной перспективе экспортные перевозки нефти и нефтепродуктов из РФ будут снижаться, пока цены на нефть не начнут расти. (PortNews/Транспорт Украины и мира)