В первом квартале украинские авиакомпании будут летать гораздо меньше: количество рейсов из крупных городов страны стремительно сокращается. Аналогичная ситуация наблюдается с железнодорожным и автомобильным транспортом. Это связано со снижением туристического потока, проблемами с оформлением виз и ростом цен на проезд. В первом полугодии, по признанию аналитиков, ситуация существенно не улучшится.
Количество авиарейсов в Украине в первом квартале будет заметно меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным авиационного сайта flightmapsanalytics.com, за первые три месяца из украинских городов будет выполнен 1821 рейс в города России, что в два раза меньше, чем в январе-марте прошлого года.
Сокращение полетов наблюдается и на других популярных на Украине направлениях. Например, по прогнозу flightmapsanalytics.com, в январе-марте в Турцию (без учета чартерных рейсов на турецкие курорты) будет выполнено 992 авиарейса, тогда как за такой же период 2014 г. – 1238. В страны Европейского союза украинцы тоже не спешат летать. Например, в Германию в первом квартале количество полетов сократится на 22,8% до 787, в Испанию – на 47,3% до 78, а в Италию – на 45,6% до 280.
Украинцы не пересаживаются с самолетов на автобусы и железнодорожный транспорт, на котором тоже сокращается пассажиропоток, поясняет старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
По оценкам нескольких аналитиков, объем автобусных пассажирских перевозок в страны ЕС и Россию в первом квартале сократится на 20-30%. Большинство украинцев не пользуются железной дорогой для поездок в страны Западной Европы. Как правило, к поездам, курсирующим в западном направлении, цепляют только один вагон до Кракова, Варшавы, Братиславы или Берлина. Связано это с разной шириной рельсов: пассажиры вынуждены несколько часов ожидать, пока колеса на украинских вагонах поменяют на более узкие. Поэтому поездка, например, из Киева в Краков может длиться более суток. “Очень сомневаюсь, что украинцы массово пересаживаются на наземный транспорт”, – солидарен директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.
Снижение пассажиропотока объясняется несколькими причинами. Директор Центра туристической информации Владимир Царук говорит, что одна из них – это резкая девальвация гривны за год в три раза. Многие украинцы уже просто не могут себе позволить отдых за границей.
“Туроператоры активно сокращают количество чартеров. Например, Tez Tour закрыл вылеты из Харькова, Join Up – из Днепропетровска, а Pegas Touristik – из Днепропетровска и Одессы”, – рассказывает он.
Резкий обвал гривны, который произошел ранее, привел к росту цен на авиабилеты в среднем на 30% в национальной валюте. По данным компании “Пилот”, с 7 февраля стоимость авиабилетов для пассажиров выросла еще на 13,5%, поскольку IATA (система взаиморасчетов) обновит в системе бронирования билетов курс гривни на уровне 25,2 грн./$. “У большинства украинцев доходы в гривне, поэтому резкий рост цен на авиабилеты ухудшает ситуацию”, – замечает Жолудь.
Некоторые восточноевропейские страны ужесточили требования к пакету документов для открытия шенгенской визы.
Например, консульству Словакии уже недостаточно справки с работы о хорошей заработной плате, дополнительно нужно предъявлять документ о текущем счете из банка. Денег на карточке должно быть из расчета 60 евро на каждый день пребывания, что создает для путешественника дополнительные трудности. Помимо этого получить шенгенские визы не могут собственники биометрических паспортов. Это связано с тем, что Украина не передала образцы новых документов в посольства стран Европейского союза. Сейчас стороны стремятся урегулировать эту проблему.
В странах Западной Европы и России украинцам все тяжелее удается найти заработок, добавляет Александр Жолудь. “Например, много наших соотечественников ранее ездили на сезонные работы в Испанию. Но сейчас в этой стране очень высокий уровень безработицы, поэтому устроиться там очень сложно”, – поясняет он. Россия также переживает кризис, девальвация рубля уже спровоцировала отток мигрантов.
Количество авиарейсов будет сокращаться все первое полугодие, считает Александр Жолудь.
Ухудшаться будет и уровень жизни населения, которое уже не сможет себе позволить поездки за границу. “В целом экономика пока будет падать, а за ней и все перевозки. Транспорт – это самый объективный критерий оценки этой ситуации в стране и регионе”, – говорит Александр Ланецкий. По прогнозам Национального банка, в 2015 г. ВВП Украины упадет на 4-5%, а инфляция составит 17,2%. (aviation.com.ua/Транспорт Украины и мира)