17 марта на заседании парламентского комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству депутаты Кыргызстана поддержали законопроект, который, по сути, предполагает взимание оплаты за пользование трассами теми видами тяжелого транспорта, которые разбивают дорожное полотно. Это автобусы и грузовики.
От уплаты сбора освобождаются мотоциклы, мопеды, а также тракторы и комбайны, зарегистрированные в иностранных государствах.
Эту инициативу прокомментировал редакции член парламентского комитета по экономической и фискальной политике Замир Бекбоев. По его мнению, представленный законопроект “О дорожных сборах” правильный.
“Конечно, я согласен с ним. Во-первых, у нас был раньше налог на дороги, его отменили. При этом вы все знаете, какое состояние у наших дорог. А между тем у нас рыночная экономика – те или иные бизнесмены используют дороги как инструмент дохода. Так почему бы государству не принять в этом участие? А то получается, что, с одной стороны, государство вкладывает средства в строительство и ремонт дорог, но ничего в конечном итоге от этого не имеет”, – аргументировал депутат свою позицию.
Он также напомнил, что новая норма о дорожных сборах не касается легкового транспорта. При этом оплачиваться проезд, по задумке инициаторов, будет только на некоторых дорожных участках. Что касается тех, кто станет платить, это в первую очередь владельцы иностранного транспорта и отечественного грузового, который ездит с большим перегрузом, разбивает полотно и не несет за это никакой ответственности, а государство не получает компенсации.
При этом, по словам парламентария, опасаться негативной реакции грузоперевозчиков не стоит, поскольку “они и так находятся в привилегированном положении”. “Мы слишком демократичны – нельзя так иждивенчески относиться к государству. Повторюсь, если раньше еще собирался налог на дороги, то сейчас его нет. Так что этот сбор необходим. Пока же дороги висят на шее государства. Безусловно, все население республики не должно платить этот сбор, а только те, кто пользуется дорогами в коммерческих целях и имеет с этого прибыль”, – констатировал Бекбоев.
Поводом для создания законопроекта послужила критическая ситуация с состоянием дорог и отсутствием средств в госбюджете на их ремонт. Брать кредиты государство больше не может себе позволить – их общая сумма и так уже превышает 50% к ВВП.
В профильных ведомствах считают, что если новшества не принять, то Кыргызстан в итоге ожидает мизерное, либо полное отсутствие средств на развитие дорожной инфраструктуры. Более того, продолжится практика заимствования средств на дорожные проекты у доноров, что в итоге обернется очередными долгами, дополненными процентами.
Ранее представители экспертного сообщества Кыргызстана уже поддержали данную инициативу, назвав ее необходимой для решения сложившихся проблем как с дорожным сектором страны, так и с сопутствующими ему коррупцией и контрабандой. Экономисты полагали, что благодаря этому нововведению теневые потоки можно будет повернуть в бюджет, а займы гасить за счет сборов с грузовых авто. (АвтоТрансИнфо/Транспорт Украины и мира)