Правительство запуталось в механизмах оптимизации социальных выплат.
Еще в декабре прошлого года премьер-министр Арсений Яценюк намеревался отменить ряд льгот как пережиток советской системы. Тогда для этого парламент принял законопроект, положения которого вступили в силу с 1 июня и упраздняли льготы на проезд для некоторых категорий граждан, имеющих на них право. Впрочем, на прошлой неделе министр социальной политики Павел Розенко пообещал украинцам, что в этом году льготы на проезд отменяться не будут. Эксперты отмечают, что для обеспечения усовершенствования социальной системы необходимо отказаться от ручного управления и монетизировать льготы для большинства категорий граждан.
С 1 июня лишились права на бесплатный или льготный проезд в общественном и железнодорожном транспорте порядка восьми категорий граждан до сих пор попадавших под социальное обеспечение.
28 декабря 2014 г. Верховная Рада приняла правительственный законопроект №76-VIII, которым признаются недействующими ряд законодательных актов, а также были изменены несколько нормативно-правовых документов, регулирующих процесс социальных выплат.
Согласно положениям закона, с 1 июня потеряли право на бесплатный проезд в транспорте пригородного сообщения, поездах и метрополитене порядка восьми категорий граждан. Кроме того, были также отменены льготы, предоставлявшие 50% скидки на услуги “Укрзализныци” и право на бесплатный проезд один раз в два года.
Прежде всего, отмена льгот на проезд коснулась ветеранов войны, попадающих под действие ст. 9 закона “О статусе ветеранов войны, гарантии социальной защиты”. То есть, потеряли право на льготный проезд военнослужащие, проходившие в военный период службу ВС СССР, граждане, получившие статус “труженики тыла”.
Согласно закону, не смогут ездить бесплатно и Герои Украины, и жертвы политических репрессий. Отменяются льготы на поезд и для полных кавалеров ордена “Трудовой славы”, Героев Соцтруда, бывших несовершеннолетних узников концентрационных лагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны, а также для детей, которые родились в указанных местах принудительного содержания их родителей, супругов умерших жертв нацистских преследований, признанных при жизни инвалидами III группы.
Оплачивать проезд будут граждане, имеющие статус “дети войны”, “дети партизан-подполищиков”, и лица, сопровождающие больного ребенка к месту лечения (реабилитации), оздоровления и обратно.
Пользоваться услугами пригородного железнодорожного транспорта безвозмездно больше не смогут лица, награжденные Орденом Героев Небесной сотни, Герои Советского Союза, полные кавалеры Ордена Славы, награжденные четырьмя и более медалями “За отвагу”. А метрополитены не будут пропускать бесплатно по удостоверениям “чернобыльцев”, а также детей, пострадавших по время Чернобыльской катастрофы.
Принятие закона, отменяющего льготы на проезд, еще в декабре объясняли “необходимостью реализации мероприятий по экономическому и рациональному использованию госсредств и приведению в соответствие с финансовыми возможностями действий положений отдельных законов Украины”, объясняется в пояснительной записке к вступившему в силу закону.
Премьер-министр Арсений Яценюк, представляя программу правительства в конце прошлого года, заявлял, что Кабмин “борется с неэффективными льготами, унаследованными от советской системы” и анонсировал изменения в 25 законодательных актов. Строить новую социальную политику глава правительства планировал с оптимизации социальных выплат. “Тот, кто должен получать льготы, их получает, а тот, кто их себе незаконно присвоил и получает их за счет других, – нет”, – уверял тогда Яценюк, обещая при этом сократить расходы на администрирование социальных фондов на 600 млн. грн. и перейти к адресной монетизации льгот.
Удалось ли выполнить эти поставленные премьером задачи, украинцы узнают лишь к концу года. Однако, вступившая с июня в силу отмена льгот на проезд уже вызвала социальное недовольство.
“Хочу сказать, что льготы на проезд останутся, – попытался успокоить украинцев министр социальной политики Павел Розенко. – И в этом году мы обойдемся без сокращения: выделенного финансирования для этого достаточно. Впоследствии будем изменять принцип предоставления льгот на проезд. Они сохранятся и в дальнейшем, но будут работать в другом виде”.
Эксперты отмечают, что ситуация вокруг отмены льгот неоднозначная, поскольку, с одной стороны, есть обещание Минсоцполитики избежать таких радикальных мер, а с другой стороны – закон никто не отменял.
“В большинстве европейских стран, граждане оплачивают проезд в полном объеме. Если мы говорим об интеграции в европейское пространство, то нужно сначала увеличить прожиточный минимум, проиндексировать на уровень инфляции доходы украинцев, а не заниматься отменой льгот на проезд, без которых многим гражданам будет непросто”, – уверена ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований НАН Украины Лидия Ткаченко.
Эксперт также обозначила необходимость отмены ручного управления в системе социального обеспечения. “Прежде всего, нужно изменить законодательную базу и неукоснительно ей следовать. Между прочим, социальные выплаты гарантированы Конституцией и не подлежат отмене. А у нас за много лет ничего не сделано для прозрачности системы возмещений и льгот. Не введены системы учета льготников, а это – благодатная почва для коррупции. Кроме того, нужно действительно заняться монетизацией и адресными выплатами”, – пояснила Ткаченко. (rbc.ua/Транспорт Украины и мира)