Эксклюзивное интервью и. о. генерального директора ГП “Международный аэропорт “Борисполь” Евгения Дыхне агентству “Интерфакс-Украина”…
– Расскажите вкратце об основных этапах работы аэропорта в 2015 г.
– Начало первого полугодия было сложным для аэропорта “Борисполь”. Падение пассажиропотока составило -14% и в этих условиях нужно было поддерживать жизнеспособность предприятия, финансировать бюджет эксплуатации.
Зима была непростой, но предприятие прошло ее успешно как с финансовой, так и с производственной точки зрения. Работа в трудных погодных условиях показала высокую технологическую готовность выполнять серьезные задачи. Вспомним 5 февраля. Сильный снегопад привел к транспортному коллапсу в Киеве, но в аэропорту мы его избежали. Более того, на тот день был назначен официальный визит в Украину госсекретаря США Джон Керри, канцлера Германии Ангелы Меркель, президента Франции Франсуа Олланда. Было много литерных рейсов, которые требуют от аэропорта дополнительных серьезных мер безопасности. Это было настоящим испытанием для нас, но удалось и очистить полосы, и подготовить стоянки, и обеспечить безопасность. Кроме того, “Борисполь” в тот день работал в качестве запасного аэропорта. “Жуляны”, например, все рейсы направляли к нам. Весь план полетов был обслужен успешно.
Весной события стали развиваться более успешно. Нам удалось убедить авиакомпании в том, что мы – надежный партнер. Мы пересмотрели комплексы предоставляемых авиакомпаниям услуг, чтобы дать им возможность сэкономить. Это дало положительный результат – были открыты новые рейсы. В частности, открыт рейс Ellinair в Афины, МАУ – в Запорожье, Ригу и знаковый для аэропорта рейс в Пекин. Он оправдал наши ожидания, у нас возникает третья мини-волна, связанная с этим рейсом. Думаю, это даст дополнительный рост, что очень важно для аэропорта.
Также МАУ открыла новые точки полетов в Эрбиль, в Минск, Аликанте, увеличила количество рейсов в Одессу, открыла вечерние рейсы в Лондон, Амстердам и Париж.
Все это хорошо вписывается в стратегию развития аэропорта как хаба. В сложное время, когда платежеспособность украинцев – на очень низком уровне и позволить себе полеты может далеко не каждый, трансферный пассажиропоток дает нам устойчивую перспективу доходности. Мы создали все условия, чтобы такие пассажиры чувствовали себя в аэропорту комфортно.
Сейчас мы наблюдаем рост около 37% по транзитным пассажирам. Это для нас подарок – мы не тратим дополнительные деньги, а получаем дополнительные доходы. Ведь 97% затрат предприятия – постоянные затраты и только 3% затрат зависит от пассажиропотока.
– Каковы финансовые показатели и показатели пассажиропотока по итогам первого полугодия?
– Мы закончили первое полугодие с беспрецедентным финансовым результатом. Впервые за три года аэропорт вышел на чистую прибыль около 200 млн. грн. Тогда как за январь-июнь 2014 г. убыток предприятия составил 116,4 млн. грн., а в первом полугодии 2013 г. – 7,1 млн. грн.
По производственным показателям мы на 3% превышаем показатели прошлого года. Мы видим, что поток пассажиров через аэропорт “Борисполь” демонстрирует стабильность. Кроме того, надеемся выполнить финансовый план 2015 г. или даже перевыполнить, если не произойдет в стране каких-либо чрезвычайных ситуаций.
В первом полугодии аэропорт обслужил 3,2 млн. пассажиров, что на 70 тыс. больше, чем за тот же период 2014 г. Благодаря росту производственных объемов аэропорт смог выплатить кредиторам более 663 млн. грн., что в 2,65 раза больше, чем за такой же период 2014 г.
– Что было сделано за полгода в сегменте услуг в аэропорту и что планируется?
– У нас открылось шесть новых крупных точек питания: четыре в режимной зоне и две в зоне вылета (со 2 июля). Мы на этом не останавливаемся и запланировали ряд новых сервисов. Процедура, правда, сложная. Конкурс проводится Фондом госимущества. Мы, со своей стороны, следим за тем, чтобы работа была сделана, чтобы пассажир получил требуемую услугу.
В аэропорту ситуация стабильная, поэтому основной задачей мы ставим повышение безопасности и улучшение ситуации с автоперевозчиками. Мы также хотим в этом году начать строительство небольшого автовокзала возле терминала “D”, чтобы забрать маршрутные такси и автобусы с первой линии. Он будет расположен там, где планировалась стоянка “D1”- это удобное место для пассажиров.
Не менее важная задача для нас – обеспечение высокого уровня обслуживания пассажиров и предоставление качественных транспортных услуг. Мы хотим получить понятную ситуацию с такси, планируем благоустроить зону высадки пассажиров на третьем уровне. Сегодня, к сожалению, при невозможности встретить пассажира в другом месте в этой зоне накапливаются автомобили на длительное время и блокируют высадку другим пассажирам.
Также планируем открыть аптеку – пассажиры давно ждут этого, в ближайшее время организуем питание в зоне внутренних рейсов.
– Какие меры принимает аэропорт для дальнейшего роста пассажиропотока, привлечения авиакомпаний?
– Мы открыты для всех авиакомпаний. Понятно, что влияние аэропорта на формирование пассажиропотока незначительно, поскольку генерирует его авиакомпания. Авиационный бизнес очень сложен, требует больших финансовых затрат, поэтому авиакомпании планируют его за годы.
Наша задача – обеспечить условия в аэропорту для выполнения новых рейсов, и эти условия созданы. “Борисполь” сегодня технологический потенциал использует лишь на 35%.
Чем больше будет авиакомпаний в аэропорту, тем меньше себестоимость услуг, оказываемых аэропортом. Поэтому мы очень заинтересованы в новых авиакомпаниях и новых рейсах. В связи с этим мы разработали систему скидок для новых рейсов, скидок на различные услуги. Мы понимаем, что политика гигантомании, которая ранее реализовывалась в вопросах строительства в аэропорту, отразилась на стоимости услуг для авиакомпаний, хотя с точки зрения пассажирского сбора, сбора за безопасность и по многим другим услугам, по сравнению с европейскими аэропортами, мы самые недорогие.
– Авиакомпания “Роза Ветров” якобы собиралась переходить из “Борисполя” на обслуживание в аэропорт “Киев”. Как решился этот вопрос?
– Мы убедили компанию, что готовы идти им навстречу. Компания осталась в “Борисполе”. Мы продолжаем диалог с Мининфраструктуры и ожидаем разрешения на предоставление скидок чартерным перевозчикам, что позволит и “Розе Ветров”, и “ЮТэйр”, и другим авиакомпаниям, специализирующимся на чартерных программах, к примеру, “Атласджет-Украина”, предпочесть “Борисполь” по сравнению с “Жулянами”.
– Кстати, о “Атласджет Украина”, которая ранее планировала летать из “Борисполя”. К настоящему времени компания сообщила о намерении летать из “Жулян”. Ведете ли вы с ней переговоры?
– Мы их пригласили работать у нас. Переговоры по стоимости обслуживания еще не проводили. Надеемся, что в ближайшее время компания предоставит нам план полетов, и мы сможем сделать им предложение. Мы готовы вести с этой авиакомпанией конструктивный и взаимовыгодный диалог.
– Мог бы “Борисполь” для привлечения “лоу-костов” пойти на их условия, в частности, нулевые аэропортовые сборы?
– Мы готовы сотрудничать с “лоу-кост”-перевозчиками, готовы дать им специальные условия, которые они требуют во всех аэропортах. У нас даже есть для них отдельный терминал. Но для запуска отдельного терминала нужно стартовать сразу с немалым количеством рейсов, иначе мы не сможем оказывать дешевые услуги. Если мы потратим на введение в эксплуатацию, содержание и обеспечение такой работы средства, мы должны эти средства возвратить. Если будут предложения от авиакомпаний с достаточным количеством рейсов, мы с радостью запустим терминал F.
– Может ли аэропорт привлекать инвестиции и каким образом?
– Мы являемся не самым привлекательным инвестиционным объектом, именно за счет формы собственности: будучи госпредприятием, мы, кроме прочего, находимся во второй группе объектов, не подлежащих приватизации, и не являемся юридическим объектом для инвестиций.
Если шире, то когда речь идет об инвестициях необходимо понимать, нуждаемся ли мы в них. Я считаю, что в аэропорт “Борисполь” государство инвестировало достаточно средств, поэтому на ближайшее время никаких инвестиций не потребуется.
– Есть ли у аэропорта проблемы при сотрудничестве с базовым перевозчиком – “Международными авиалиниями Украины”?
– МАУ выполняет 54% от общего количества рейсов. Есть ежедневные технические вопросы, которые мы совместно решаем в достаточно тесном сотрудничестве. Сейчас мы вышли на этап взаимопонимания и поддерживаем статус аэропорта как надежного партнера для авиакомпаний и, конечно, для базового перевозчика.
– Ранее МАУ говорила о нехватке перронных стоянок. Как сейчас обстоит дело?
– Мы совместно обсуждали вопрос расширения перрона и, могу сказать, что в ближайшие год-два этот вопрос не будет актуален. Сейчас достаточно стоянок, но на перспективу аэропорт должен идти в своих планах впереди авиакомпании.
– МАУ взяла у аэропорта в аренду ангар площадью 7,5 тыс. кв. м. Что это за ангар?
– История ангара следующая: при разделении единого авиаотряда в начале 1990-х годов он отошел авиакомпании “Авиалинии Украины”. Так как ангар в технологическом процессе основных работ аэропорта участия не принимает – он является ценным для авиакомпаний для выполнения технического обслуживания суден. После банкротства “Авиалиний Украины” ангар перешел в счет долга аэропорту.
Мы заинтересованы в том, чтобы на территории аэропорта “Борисполь” было много ангаров, чтобы все крупные компании, которые выполняют техническое обслуживание суден, делали это в “Борисполе”, но имеем только один. Мы готовы предоставить место для строительства ангаров любой авиакомпании, которая в этом нуждается, так как техобслуживание является одним из элементов ее успешной работы. Если она вынуждена улетать для техобслуживания в другие аэропорты, это тормозит и ее развитие, и наше. Победа МАУ в конкурсе логична, поскольку это самая крупная в стране компания, которая обладает наибольшим флотом, базируется в “Борисполе” и проводит здесь техобслуживание.
– Правда ли что отныне МАУ будет платить за этот ангар меньше, чем платила ранее?
– Это неправда. По итогам проведенного конкурса мы выйдем на такой результат: даже 30%, положенных арендатору, будут превышать наши предыдущие доходы от совместной деятельности. Помимо этого, еще 70% пойдут в государственный бюджет в лице Фонда госимущества. Однозначно, мы получим лучшую финансовую ситуацию, чем в предыдущие годы сотрудничества с МАУ по этому ангару.
– В чем проблема достройки паркинга перед терминалом “D”?
– Мы так же, как и все пассажиры, страдаем от того, что этот объект не введен в эксплуатацию, иначе мы бы решили огромное количество проблем. К сожалению, ситуация такова, что в прошлые годы был выбран ненадежный генподрядчик. На момент начала моей работы в аэропорту строительство уже не проводилось, а долг подрядчика аэропорту составлял 93 млн. грн. В настоящее время идет процесс судебного разбирательства с подрядчиком. Надеемся как можно скорее этот вопрос решить, чтобы иметь возможность провести тендер на окончание этих работ.
– Кто является этим недобросовестным подрядчиком?
– Строительное управление 813.
– Однако в то время, когда был заключен договор с компанией “Альтис” о создании зоны внутренних рейсов, говорилось о том, кажется, что эта же компания займется и паркингом. Не так ли?
– Да, это так, но переговоры с компанией не дошли до логического завершения. А сейчас, пока идут судебные разбирательства, невозможно привлечь нового подрядчика.
– В итоге можно ли спрогнозировать сроки введения паркинга в эксплуатацию?
– Нет, поскольку прогнозировать ход судебной процедуры дело не благодарное.
– Относительно представления услуг такси в аэропорту: в чем заключаются проблемы и как аэропорт их решает?
– Мы инициировали новую технологию обслуживания пассажиров по услугам такси, не создавая новой службы. Для этого открыли рынок такси для всех участников и предъявили достаточно понятные требования: легальность, технически подготовленные автомобили, обязательное прохождение курсов авиационной безопасности для заезда на первую линию. Этот конкурс мы объявили для перевозчиков бессрочно. Сегодня к нему присоединились 29 субъектов предпринимательской деятельности – от ЧП, которые имеют по одному авто до перевозчиков, которые имеют десятки машин. Любой предприниматель, который хочет обслуживать пассажиров на первой линии, выполнив законные требования по перевозкам, может подписать договор и обслуживать пассажиров в “Борисполе”.
Также создана специальная технология контроля за въездом. На территории аэропорта определено место ожидания для машин – некий “накопитель” для такси. Заезжают автомобили в порядке живой очереди – чем раньше приехал в “накопитель”, тем раньше в живой очереди имеет возможность заехать в первую линию. При этом технология в ближайшее время позволит сообщать водителям, которые везут пассажиров в аэропорт, о состоянии очередности заезда на первую линию. Водитель может выбрать сам, есть ли смысл ожидать новых пассажиров в аэропорту или разворачиваться и ехать в город за другими клиентами.
– А как быть, если пассажир заказывает самостоятельно такси в аэропорт в излюбленной им службе такси, но она не аккредитована аэропортом. Куда будет подан автомобиль?
– Без достроенного многоуровневого паркинга этот вопрос решается сложно. Единственной возможностью подачи такой машины под посадку являются стоянки в аэропорту. В дальнейшем пассажир будет переходить в паркинг, где будут созданы все необходимые зоны посадки и высадки.
– Есть ли проблемы с заправкой топлива в аэропорту “Борисполь”?
– Сам аэропорт не занимается заправкой топлива, мы имеем базу хранения топлива и предоставляем услуги по хранению и наливу. Планируется расширение наших возможностей. Сегодня только одна компания (“Кребо”) имеет возможность заливать свои топливозаправщики в режимной зоне перрона. Остальные участники рынка возят с нашей базы за ее пределами.
Мы запланировали в финансовом плане 2015 г. расширение мощностей, которое позволит всем остальным участникам рынка заправляться на перроне. Это улучшит ситуацию с точки зрения скорости подачи топлива к воздушному судну и безопасности заправки, создаст для всех поставщиков равные конкурентные условия, что должно привести к снижению стоимости топлива.
– Каковы плановые производственные и финансовые показатели по итогам 2015 г.?
– Сегодня мы твердо понимаем, что выполним заложенные в финансовом плане прогнозы – 167 млн. грн. чистой прибыли. Результаты первого полугодия вселяют в нас такую уверенность.
По пассажиропотоку: пока видим, что он стабилен с небольшим плюсом к 2014 г., и надеемся, что транзитный пассажир будет расти, в частности, за счет таких рейсов, как Пекин, Нью-Йорк.
– Какова средняя заработная плата на предприятии?
– Около 6 тыс. грн.
– Есть ли у аэропорта какие-либо гарантии для его сотрудников?
– Конечно, работа нашего предприятия прямо отражается на финансовом благополучии наших работников.
У нас достойная заработная плата и за счет этого – высокая квалификация персонала. За июнь мы выплатили всем сотрудникам 30% премии помимо обязательных платежей и выплат. В финансовый план 2015 г. заложено увеличение фонда заработной платы на 15%. Это вполне обосновано нашими показателями. Надеемся, что финплан будет согласован Кабмином в ближайшее время – сейчас он уже прошел согласование во всех министерствах.
Кроме того, аэропорт вошел в десятку лучших работодателей Украины по основным критериям: профессиональное обучение и развитие, стабильность в работе и устойчивое финансовое положение. (Украинский авиационный портал/Транспорт Украины и мира)