Дерегуляция условий ведения бизнеса в морских портах Украины оставит коррупционеров за бортом, заявил 10 июля министр инфраструктуры Андрей Пивоварский. Как сообщает пресс-служба ведомства, министр отметил, что основная причина оттока транзитных грузов – чрезмерная бюрократизация в украинских портах.
“В то время как наши конкуренты – Констанца, Новороссийск, порты Балтики – увеличивали грузопоток за счет упрощения процедур, снижение портовых сборов, улучшение собственной инфраструктуры и привлечения инвесторов, мы теряли конкурентоспособность, стоя на месте или наоборот усложняя процедуры. Сейчас мы комплексно решаем существующие проблемы, чтобы вернуть украинским портам конкурентоспособность”, – подчеркнул Пивоварский, цитирует пресс-служба.
Он отметил, что самая главная из предложенных преимуществ – существенное сокращение контрольных процедур. Ранее оформление судна осуществлялось на борту пятью контролирующими органами и продолжалось несколько часов. Отныне судовой агент будет иметь все необходимые для оформления документы заблаговременно до момента прибытия судна в порт. Сама проверка будет осуществляться в служебном помещении контролирующего органа. Такая кардинальная смена устранит влияние человеческого фактора, сэкономит время и деньги участников процедур.
Контроль судна при переходе между портами Украины теперь потребуется только в порту отбытия и конечном порту прибытия.
Нововведения сократят время пребывания судов в портах и увеличат пропускную способность портов на 15%. Сократится время неэффективного простоя, за который раньше приходилось платить грузовладельцам.
Отменяется необходимость химического контроля изолированного балласта, разрушатся условия для коррупционных схем, объемы которых оцениваются минимум в 500 млн. грн. в год. Министерство инициировало внесение изменений в постановление КМУ №269 от 29 февраля 1996 г., благодаря которым отмена будет зафиксирована на уровне подзаконного акта. Ранее отменить процедуру контроля могло только министерство экологии и природных ресурсов.
Сводится к минимуму количество и продолжительность процедур при оформлении груза. Если ранее для получения груза требовались согласования до шести контролирующих органов, то теперь грузополучатель будет контактировать только с одним-двумя. “Раньше некоторые нормы были прописаны так, что контролирующие органы по сути могли устраивать проверки, когда захотят. Мы устраняем это поле для манипуляций. Если в каком-то государственном органе – службе или инспекции – решают, что груз подлежит дополнительной контрольной процедуре, то именно на эту службу или инспекцию, как ее инициатора, при отсутствии выявленных нарушений будут возложены связанные с процедурой расходы. И получатель, который ранее платил за весь процесс оформления, сэкономит средства”, – подчеркнул Пивоварский.
Значительно упростит ведение бизнеса в области морского транспорта отмена ряда процедур. Больше нет необходимости предоставления экологической декларации для грузов. Инициированное Мининфраструктуры изменение внедрит автоматизированный радиологический контроль (сейчас такой контроль осуществляется инспекторами вручную). Министр отметил, что это устранит влияние человеческого фактора, а также приведет украинское законодательство в соответствие с мировыми нормами.
Отмене подлежит и обязательное предоставление финансовых гарантий доставки контейнерных грузов при перевозках по внутренним водным путям. Сейчас речные перевозчики не имеют материальной возможности обеспечить отдельную фингарантии для каждого контейнера, как это делают автоперевозчики. Именно поэтому подавляющее большинство контейнероперевозок идут по автодорогам. “Транспортировка контейнеров рекой – это существенная экономия для грузовладельцев, ведь одна баржа может вместить, скажем, 50 контейнеров, тогда как грузовиком можно перевезти только один-два. В то же время речной перевозчик должен обеспечить финансовую гарантию сразу для десятка контейнеров. Это “неподъемные” деньги для большинства компаний. Отмена этой нормы для речных перевозок даст толчок их развитию. Это и для дорог будет хорошо, ведь если эти 50 контейнеров не плывет по реке, их везут 50 грузовиков”, – отметил заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков.
По его словам, нововведение позволит повысить конкурентоспособность внутренних водных путей по сравнению с автомобильными и сэкономит средства перевозчиков.
Кроме того, оформление грузовых контейнеров будет осуществляться до подачи в порт транспорта – автомобилей или железнодорожных платформ – для его дальнейшей перевозки. Ранее контейнеры загружались на транспортные средства, и только после этого начиналась процедура оформления. Таким образом транспорт простаивал часы или даже дни, а платил за это владелец груза. Отныне случаев неэффективного простоя транспорта будет значительно меньше, как и расходов, с ними связанных, отметил Васьков. (PortNews/Транспорт Украины и мира)