Широко разрекламированный визит украинской делегации во главе с премьер-министром Арсением Яценюком в Вашингтон не принес значимых договоренностей в сфере энергетики. С мертвой точки не сдвинулся один из ключевых вопросов – поиска партнера по управлению отечественной ГТС и ПХГ.
До тех пор, пока у нас не начнутся реальные реформы, инвесторы не придут никуда – ни в инвестиционно привлекательную транспортировку газа магистралями, ни, тем более, в сегмент газораспределения для внутренних потребителей. В то же время, уже через 10-15 лет украинские потребители рискуют лишиться возможности пользоваться газом в быту – из-за невозможности обеспечить надежную и безопасную доставку ресурса.
Населению и значительной части промышленных потребителей Украины газ транспортируется по более, чем 350 тыс. км газораспределительных сетей низкого и среднего давления. Их большая часть построена еще в советский период.
После распада СССР все сети и сопутствующая инфраструктура остались в госсобственности, а эксплуатирующие их компании были акционированы и частично приватизированы. В 2013 г. в Украине было 54 таких компании, которые принято называть облгазами.
В Украине после подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС стало модным апеллировать к европейским правилам и стандартам. Не стал исключением и новый закон “О рынке природного газа”. Первоначальная версия документа была предоставлена Секретариатом Энергетического сообщества ЕС, а сам текст является текстом закона о газовом рынке Албании.
Новый закон о рынке газа вступает в силу с 1 октября и содержит норму, которая запрещает частным компаниям бесплатно использовать государственные газораспределительные сети. То есть, облгазы теперь должны платить аренду за использования государственных распределительных сетей.
Несмотря на отсутствие актуальной оценки всего газового хозяйства, можно спрогнозировать, что совокупный годовой объем арендной платы составит около 4-5 млрд. грн. (при типовой ставке платы за аренду сетей в 6% от их балансовой стоимости).
Тариф на распределение и поставку газа регулируется государством – через НКРЭКУ. Потому очевидно, что арендная плата должна найти отражение в стоимости газа для конечного потребителя. То есть, цена на газ для потребителя вырастет.
Изучение опыта стран ЕС, прежде всего тех, которые входили в социалистический лагерь, свидетельствует о полном несоответствии порядка эксплуатации газовых сетей – по сравнению с Украиной.
Например, в Чехии все газораспределительные сети в ходе приватизации были приобретены собственниками, которые управляют сбытовыми газовыми компаниями. Крупнейшим игроком на рынке стала дочерняя компания немецкой RWE, объединившая большую часть местных “облгазов” под одной крышей. Аналогичная ситуация в Болгарии и Венгрии.
В Германии подавляющее большинство газовых сетей принадлежат муниципалитетам, часть из которых внесли их в качестве активов в капитал местных компаний, осуществляющих интегрированное обслуживание потребителей (газ, вода, электричество, коммунальные услуги).
Еще один распространенный вид эксплуатации сетевого хозяйства – концессия. В Румынии операторы рынка пользуются сетями на основании концессии, которая является формой бесплатной аренды. Подобная ситуация сложилась из-за стремления румынских властей сохранить хотя бы частичный контроль над газовым рынком.
Во Франции большая часть местных сетей также в собственности муниципалитетов, которые сдают их в концессию, преимущественно подразумевающую инвестиции в развитие и отсутствие периодической оплаты.
Правительству-камикадзе было бы полезно определиться с ответом на вопрос: куда мы движемся в вопросах реформирования сектора газораспределения?
Собственно говоря, выбор невелик. Если власть хочет сдерживать рост тарифов для потребителей, то целесообразной была бы бесплатная передача сетей или продолжение их эксплуатации на текущих условиях.
Если во главу угла ставится задача развивать внутренний рынок природного газа, то необходимо искать инвестиции для модернизации и развития сетей. А значит – повышать тарифы и приватизировать сети.
При грамотно проведенном приватизационном конкурсе в страну может прийти и стратегический иностранный инвестор, о необходимости чего так много говорят чиновники всех органов власти. К примеру, такой, как британская National Grid, которая является единственным собственником газораспределительных сетей у себя на родине и владеет аналогичными активами в США.
И наличие собственника позволило бы претендовать на средства инфраструктурных фондов ЕС, о которых так любят вспоминать в контексте интеграции стран Восточной Европы. При реализации такой модели у нынешних облгазов сохранятся функции доставки товара, администрирования финансовых потоков и сбора платежей.
Однако, в случае приватизации сетей придется решать и сложный вопрос тарифной политики.
Во-первых, стоимость приватизированных сетей будет включена в уставный фонд газораспределительных компаний. Поэтому при расчете тарифа необходимо будет учитывать норму прибыли на капитал. Это однозначно приведет к значительному росту тарифов.
Во-вторых, законодательная база Украины с 2012 г. предусматривает переход на стимулирующее тарифообразование. В рамках такого подхода НКРЭКУ должна будет отказаться от существующего ныне принципа формирования тарифа “затраты плюс” и перейти к установлению гарантированного на 10-15 лет тарифа, который включит в себя инвестиционную составляющую, требования снижения потерь в сетях и повышения эффективности их работы.
В перспективе это позволит ослабить нагрузку на потребителя. Не лишним будет напомнить, что всего за год цена газа для бытовых потребителей выросла в среднем в пять раз.
Значительное повышение тарифов на газ и электроэнергию для населения уже создало проблемы по сбору платежей для поставляющих организаций. Какова будет ситуация зимой текущего года – спрогнозировать сложно.
Куда будут потрачены 4-5 млрд. грн., которые планируется получить от аренды сетей? Не случится ли с этими деньгами та же история, как и с пресловутой 2%, а сейчас уже 4% надбавкой к тарифу “Нефтегаза”, средства от которой изначально планировалось потратить на проекты по энергоэффективности? В конечном итоге, уже на протяжении ряда лет собранными деньгами попросту затыкают бюджетные дыры.
Вместе с тем, прошедшая под европейскими лозунгами “недореформа” на рынке газораспределения, создает серьезные угрозы для стабильности и безопасности поставок потребителям в будущем.
Принципы и условия эксплуатации газовых сетей казалось бы, должны мало волновать конечного потребителя, ему куда важнее наличие газа в конфорке. Но связь между ними прямая.
Уровень изношенности отечественных сетей настолько велик, что уже сейчас в тарифе за транспортировку газа половину составляет стоимость газа, используемого для работы оборудования. Особенно это характерно для регионов с низкой удельной газификацией.
В одночасье снизить этот показатель нереально, и облгазы вынуждены закладывать их в тариф для конечного потребителя, который, в конечном итоге, утверждает НКРЭКУ. Таким образом, уже сейчас потребитель платит до половины денег за газ, который теряется при транспортировке, а также используется для работы компрессорных агрегатов.
По оценкам участников рынка, ежегодно в сетях теряется газа на сумму до 6 млрд. грн., а недофинансирование инвестпрограмм (также учитывается в тарифе) составляет около 2 млрд. грн. При этом замена устаревшего оборудования и своевременная модернизация позволили бы сэкономить газа на 1,1 млрд. грн. и в перспективе снизить нагрузку на потребителя.
Средний срок окупаемости уже разработанных проектов – пять лет при средней текущей нагрузке на инвестиции в тарифе – около 10%. Однако, из-за того, что тариф не полностью покрывает издержки эксплуатирующих компаний, на инвестициях часто экономят, чтобы своевременно выплатить зарплату персоналу.
За годы независимости ни одно правительство, включая Кабмин Арсения Яценюка, не сформировало сколько-нибудь внятных приоритетов энергополитики, подчас подменяя их банальным популизмом.
Но вопрос, куда пойдет реформа газораспределительного рынка – отнюдь не праздный. От ответа на него зависит сохранение потребителями возможности пользоваться такими привычными благами цивилизации, как природный газ в конфорке и горячая вода в кране. (Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий/РБК-Украина/Транспорт Украины и мира)