Новая государственная авиакомпания Malaysia Airlines Berhad (MAB), которая пришла на смену переживавшей кризис Malaysian Airline System Berhad, 28 августа получила сертификат эксплуатанта от Департамента гражданской авиации страны, сообщает местное издание News Straits Times. Первый полет перевозчик выполнил 1 сентября. В авиакомпании заверили, что изменения никак не сказались на расписании рейсов. Кроме того, остаются в силе все соглашения с партнерами по альянсу Oneworld и другими бизнес-партнерами.
Malaysia Airlines Berhad была образована в рамках реструктуризации предшественницы, которая понесла финансовые потери после двух громких авиакатарстроф, произошедших в прошлом году с участием ее самолетов Boeing-777. Чтобы вывести национальную авиакомпанию из кризиса и вернуть ее к прибыльности, Малайзийский государственный инвестиционный фонд Khazanah Nasional принял решение о выкупе всех ее акций (ранее ему принадлежало 69,4% акций, остальные находились в руках миноритарных акционеров). По данным СМИ, сумма сделки составила $1,6 млрд.
Кроме того, в мае генеральным директором авиакомпании был назначен Кристофер Мюллер, который имел успешный опыт работы с другими операторами, – в частности, с ирландской Aer Lingus и бельгийской Sabena. По его словам, Malaysia Airlines Berhad будет совершенно новым перевозчиком, а не “старой авиакомпанией в новой маскировке”. Ожидается, что Malaysia Airlines выйдет на окупаемость в течение трех лет.
Авиакомпания, согласно новой стратегии, откажется от наименее прибыльных направлений, сократит расходы на персонал и сменит руководящий состав. В Malaysia Airlines подтвердили, что сегодня сокращение числа рейсов и акцент на внутренних перелетах являются необходимым условием дальнейшего ее развития. Кроме того, необходимо адаптировать флот в зависимости от новой маршрутной сети, чтобы снизить топливные расходы и сделать эксплуатацию самолетов более эффективной. Кроме того, как сообщает другое малайзийское издание MToday News, в июне руководство объявило о намерении с 1 сентября сократить персонал с 20 тыс. до 14 тыс. сотрудников.
Процесс “перезапуска” авиакомпании был начат год назад. По мнению некоторых экспертов, шаги, предпринимаемые ее руководством, недостаточны для выхода из кризиса. Помимо ребрэндинга и смены менеджмента нужны более глубинные изменения, подчеркивают аналитики.
Исчезновение в марте 2014 г. над Индийским океаном рейса MH370 и катастрофа рейса MH17 над Украиной в июле того же года усугубили и без того слабое экономическое положение авиакомпании. За последний год стоимость ее акций упала на 43%. Эксперты предполагали, что единственным выходом из сложившейся ситуации станет переход авиакомпании под полный контроль государства. (Авиатранспортное обозрение/Транспорт Украины и мира)