Рост доли железнодорожных перевозок на 1% позволяет только в Северо-западном округе снизить потребление топлива на 15 тыс. т в год, уменьшить выбросы CO2 на 13,9 тыс. т и сократить количество большегрузных автомобилей на 47 тыс. машин. Как сообщают в РЖД, об этом было заявлено на II Международном форуме “Зеленая логистика: Идея. Практика. Перспективы”.
О мероприятиях по снижению негативного влияния на окружающую среду, проводимых на полигоне Октябрьской железной дороги, рассказал главный инженер ОЖД Валерий Танаев.
Переход на безбумажный документооборот с применением электронно-цифровой подписи на станциях “Кириши” и “Лужская” позволяет экономить по каждой из станций по 50 пачек бумаги в год. Рассматривается вопрос сотрудничества в области организации безбумажных перевозок по электронной железнодорожной накладной в железнодорожно-паромном сообщении “Усть-Луга – Засниц”.
Способствует повышению экологичности перевозок и организация тяжеловесных поездов – движение составов весом 9 тыс. т из Западной Сибири в Усть-Лугу по энергосберегающим ниткам графика позволяет достичь экономии 10-15%.
Другие природоохранные меры, применяемые на железной дороге, включают установку шумозащитных экранов и накладок на рельсы, оборудование системами для предотвращения выхода на ж/д пути животных, внедрение источников теплоснабжения, использующих энергию земли, применение долговечных материалов верхнего строения пути из полимерных материалов. Важным направлением является внедрение ресурсосберегающих технологий, таких как светодиодное освещение, оснащение локомотивов реостатным тормозом и диагностическим оборудованием потребления топлива.
В качестве примера был приведен “Сапсан” – в нем осуществляется раздельный сбор отходов, применяются биоразлагаемые посуда и пакеты для сбора мусора, особое внимание уделяется снижению шумового воздействия.
Активно проводится работа по вовлечению персонала и клиентов компании в мероприятия по сохранению окружающей среды. Работники участвуют в экологических акциях, субботниках, флешмобах, мероприятиях общественного движения “Человек, думающий о будущем”, инициаторами создания которого стали также железнодорожники северо-запада. В компании реализован раздельный сбор мусора.
Как отмечают в РЖД, перед другими видами транспорта экологические преимущества железнодорожных перевозок обеспечиваются в первую очередь широким использованием электрической тяги (на сегодняшний день на электрической тяге в ОАО “РЖД” перевозится более 85% грузов и 80% пассажиров). Выбросы углекислого газа на каждые 100 т-км составляют в среднем 4 кг для поезда, 14 кг – для автомобиля, 17 кг – для самолета. (SeaNews/Транспорт Украины и мира)