Председатель Российской национальной ассоциации авиапассажиров, член Общественной палаты РФ Владислав Гриб направил письмо председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой рассмотреть вопрос о полной передаче полномочий в сфере безопасности авиаперевозок федеральным органам исполнительной власти (Росавиации). В документе отмечается, что юридический статус Международного авиационного комитета (МАК) и выполняемые им функции несовместимы, а правовое положение МАК противоречит нормам как российского, так и международного права.
Поводом к обращению, в частности, послужила попытка МАК отззвать сертификат на Boeing-737.
В документе отмечается, что в настоящее время МАК имеет функции специально уполномоченного органа власти в 35 областях деятельности гражданской авиации. В частности, осуществляет такие ключевые полномочия, как расследование авиационных происшествий, нормирование летной годности воздушных судов и авиатехники, сертификацию авиационной техники и ее производства. Кроме того, МАК ведет разработку правил производства авиационной техники, правил сертификации международных и категорированных аэродромов и их оборудования, а также нормирования воздействия авиации на окружающую среду и правил расследования авиационных происшествий.
“За основу Соглашения от 20.10.1995 г. между правительством РФ и МАК об условиях его пребывания на территории РФ, положена Венская конвенция 18.04.1961 г. “О дипломатических сношениях. Однако данная конвенция не допускает совмещения статуса дипломатического представительства и прав коммерческого лица. Ст. 41 Конвенции закрепляет обязанность дипломатического представительства не вмешиваться в дела государства пребывания, а согласно ст. 42 лица, наделенные дипломатическим иммунитетом, не имеют права заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды. Таким образом, предусмотренный данным Соглашением статус МАК и его должностных лиц не имеет под собой международно-правовой основы и не легитимен”, – говорится в обращении.
Общественник также отмечает, что МАК, его должностные лица и принимаемые ими решения не подконтрольны административной и судебной системе РФ. Следовательно, МАК является надгосударственным органом, абсолютно свободным в принятии любых решений, что исключает юридические механизмы привлечения его должностных лиц к ответственности, а также не позволяет использовать предусмотренные законодательством РФ средства судебной и административной защиты нарушенных прав субъектов авиационной деятельности.
Еще одним вариантом решения этой проблемы может стать выход России из МАК, что обернется его фактической ликвидацией. “В случае выхода России из МАК в нем останется 11 стран бывшего СССР, и он будет напоминать клуб любителей авиации, то есть по сути представлять собой обычный консультационный орган. А вообще, подобные споры не должны решаться публично, а тем более с помощью шантажа и мести – вы у нас “Трансаэро”, тогда мы у вас Boeing. Boeing – это половина авиапарка России. В случае прекращения их полетов пострадают десятки миллионов пассажиров. Во всем мире за безопасность полетов отвечает один орган, который подчиняется правительству”, – отмечает Владислав Гриб. (Aex.ru/Транспорт Украины и мира)