Авиакомпания Ryanair всегда придерживалась собственной бизнес-модели, нацеленной на предложение наименьшей стоимости авиабилетов, иногда за счет продажи дополнительных услуг пассажирам. Вслед за успешным продвижением на рынке ирландский низкотарифный перевозчик готовится к следующему шагу в развитии, который был просто немыслимым несколько лет назад.
Ryanair ведет переговоры с такими перевозчиками, как Aer Lingus, International Airlines Group (IAG), TAP Portugal, Virgin Atlantic Airways и Norwegian Air Shuttle, относительно обеспечения фидерного пассажиропотока для их дальнемагистральных рейсов. В скором времени Ryanair приступит к обеспечению подвоза пассажиров для трансатлантических рейсов Aer Lingus. Соглашение еще не подписано, но, как говорит исполнительный директор Ryanair Майкл О’Лири, нет никаких препятствий для начала этого проекта в ноябре.
Ryanair по-прежнему владеет 30% акций компании Aer Lingus, однако, как ожидается, ирландский лоукостер должен продать долю холдингу IAG по истечении срока акцепта оферты стоимостью 1,4 млрд. евро. “Наши планы на следующие 5-10 лет – стать фидерным перевозчиком для других дальнемагистральных авиакомпаний”, – говорит О’Лири.
Авиакомпания Ryanair обладает обширной маршрутной сетью ближнемагистральных рейсов, поэтому объединение этих рейсов с дальнемагистральными маршрутами других авиакомпаний является вполне логичным шагом, говорит один из представителей перевозчика. Для авиакомпании, изменившей бизнес-модель 2-3 года назад, осуществление фидерных перевозок имеет вполне определенный смысл. Ryanair, известная на протяжении долгого времени как перевозчик, предлагающий максимально низкие тарифы на авиабилеты, два года назад приступила к реализации стратегии “Всегда будь лучше”, которая нацелена на позиционирование Ryanair как авиакомпании с оптимальным соотношением “цена-качество”. В частности, за последние два года Ryanair добавила в маршрутную сеть несколько крупных аэропортов и увеличила частоты рейсов между некоторыми парами городов, играющих важную роль в перевозках бизнес-пассажиров. Авиакомпания запустила сервис выбора посадочных мест и теперь разрешает провозить бесплатно два места ручной клади, что превышает обычную норму провоза ручной клади у многих классических перевозчиков. Правда, многие европейские авиакомпании игнорируют свои правила провоза ручной клади, особенно когда наполняемость рейса не так высока. Кроме того, Ryanair в настоящее время продает свои авиабилеты через три глобальные системы бронирования: Sabre, Travelport и Amadeus.
Все эти меры позволили Ryanair значительно превысить прогнозируемые показатели по прибыли и росту пассажиропотока. В июле авиакомпания перевезла 10 млн. пасс., и в этом году должна получить 40 новых Boeing-737-800. На данный момент перевозчик обслуживает более 1600 маршрутов и летает в 192 аэропорта по всей Европе.
Другие низкотарифные перевозчики год назад стали акцентировать внимание на перевозках бизнес-пассажиров. Авиакомпания EasyJet одной из первых обратила внимание на клиентов более высокого класса обслуживания, в то время как такие перевозчики, как Vueling, с самого начала более гибко подходили к классам обслуживания пассажиров наподобие классических авиакомпаний. После того как Ryanair снова изменила бизнес-модель, в Европе только Wizz Air остается более или менее традиционным лоукостером.
По словам руководства Ryanair, глобальные дистрибутивние системы (GDS) будут играть особую роль в обеспечении фидерных перевозок, причем Ryanair не будет продавать билеты на объединенные ближне- или дальнемагистральные рейсы на сайте.
Пока что не ясно, как будет работать данная система, но в Ryanair уже говорят о том, что перевозчик не будет нести ответственности за доставку багажа и пассажиров в случае задержки дальнемагистральных рейсов. Согласно регламенту Евросоюза №261/2004 “Об установлении общих правил в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса” авиакомпании должны выплатить пассажирам компенсацию в 600 евро, если самолет прибывает в пункт назначения с задержкой более чем на три часа. Данный регламент может быть изменен, поскольку члены Европарламента хотят увеличить размер компенсации пассажирам за длительную задержку авиарейса и сопутствующее опоздание на стыковочные рейсы.
Дальнемагистральные перевозчики за счет Ryanair могут получить доступ к более дешевым фидерным рейсам. Однако О’Лири предупреждает, что им придется нести ответственность за опоздание пассажиров на стыковочные рейсы. По его словам, низкотарифные перевозчики могут обеспечить до 50% пассажиропотока для дальнемагистральных авиакомпаний, которые выполняют рейсы из Европы, хотя выполнение фидерных перевозок будет лишь малой частью огромного бизнеса Ryanair.
Уже не в первый раз лоукостеры рассматривают возможность выполнения фидерных перевозок. Когда Alitalia была на грани банкротства в 2013 г., О’Лири предложил ей отказаться от убыточных ближнемагистральных рейсов и заключить соглашение с Ryanair для обеспечения пассажиропотоком своих дальнемагистральных направлений. Он повторно огласил эту идею в январе, когда указал на желание Ryanair обеспечивать подвоз пассажиров для British Airways и Virgin Atlantic в аэропортах Гэтвик, Стэнстед и даже Хитроу.
Аэропорт Стэнстед, крупнейший хаб авиакомпании Ryanair, откуда ирландский перевозчик выполняет рейсы по 160 маршрутам, является одним из самых значимых вариантов в новом проекте. В марте маркетинговый директор Ryanair Кенни Джейкобс охарактеризовал этот аэропорт как великолепный инфраструктурный объект, предлагающий трансатлантические перевозки, с надеждой на то, что Ryanair будет играть ключевую роль в развитии этой воздушной гавани. Как говорит О’Лири, он уже предлагал IAG организовать дальнемагистральные рейсы из Стэнстеда. Однако представители IAG заявляют, что никаких переговоров по данному вопросу с Ryanair еще не было.
Ирландский лоукостер также рассматривает возможность организации фидерных перевозок для авиакомпаний Virgin Atlantic и Norwegian из лондонского аэропорта Гэтвик. Однако в ближайшей перспективе реализация этого плана маловероятна, поскольку Ryanair занимает небольшую долю в этом аэропорту, выполняя рейсы по пяти маршрутам: в Дублин, Корк, Шэннон (Ирландия), Каунас (Литва) и Севилью (Испания). Перевозчик намерен подать заявку на слоты в Гэтвике, от которых должна отказаться группа компаний IAG в рамках реализации сделки по приобретению авиакомпании Aer Lingus. Но даже в том случае если Ryanair сумеет приобрести пять пар ежедневных слотов в Гэтвике, к своему портфелю имеющихся маршрутов перевозчик сможет добавить только направление в Белфаст (Северная Ирландия). При этом Norwegian имеет более значимое количество ближнемагистральных рейсов, выполняемых из Гэтвика. (Авиатранспортное обозрение/Транспорт Украины и мира)