Гражданская авиация РФ в 2016 г. ожидает продолжение спада из-за девальвации рубля, закрытия ряда международных направлений и избытка самолетов на рынке. Об этом пишет “КоммерсантЪ”.
Только аэропорты Москвы потеряют почти 5 млрд. руб., а авиакомпании могут лишиться 8 млн. пассажиров. На внутренние маршруты отрасль рассчитывает мало, и, по наиболее резким оценкам, в 2016 г. пассажиропоток может упасть на 10%. Рыночных механизмов возвращения к прибыльности участники рынка не видят и ждут господдержки: аэропорты просят дерегулировать их тарифы, а авиакомпании – обнулить НДС на внутренних рейсах. Авиационная отрасль не видит никаких светлых перспектив на ближайшее будущее – такой вывод можно сделать из выступлений участников рынка и экспертов на форуме “Транспортная неделя”.
По оценкам профессора МГТУ ГА Александра Фридлянда, к третьему кварталу авиабизнес окончательно пришел к новой структуре: спад пассажирооборота международных линий стабилизировался на уровне 11-13%, рост на внутренних – на 17-20%, пассажиропоток за десять месяцев почти не изменился – 80 млн. человек. В целом уже к середине года авиаперевозчики, по данным статистики, накопили на внутренних линиях убыток в 32 млрд. руб., что не компенсируется полученной прибылью на международных – около 5 млрд. руб., сообщил эксперт.
Глава Минтранса Максим Соколов уточнил, что консолидированный убыток авиакомпаний в первом полугодии вырос втрое до 28 млрд. руб. В октябре на фоне проблем “Трансаэро” падение возобновилось, новый спад ожидается и в ноябре-декабре в связи с закрытием туристических направлений (Египет, Турция). Министр признал, что на фоне ухудшения экономической ситуации и “практически полного исключения” полетов на Украину, в Египет и Турцию отрасль может лишиться около 8 млн. пассажиров. Глава “Уральских авиалиний” Сергей Скуратов отметил, что только из-за роста курса доллара по сравнению с утвержденным в начале года ежемесячный убыток перевозчика составляет 250-300 млн. руб.
Потери понесут и аэропорты: по оценке замдиректора “Домодедово” Дениса Нуждина, совокупная доля трех направлений в столичном авиаузле составляет 20% (Турция – 10%, Египет – 8%, Украина – 2%), а потенциальные ежегодные потери аэропортов Москвы составят 4,7 млрд. руб. В то же время, по мнению Фридлянда, перевозчики на внутрироссийских магистральных линиях сумели компенсировать копившееся в 2004-2014 гг. отставание тарифов от темпов инфляции: за последние полтора года цены выросли на 46%. “Аэрофлот” в 2015 г. увеличил цены на внутренних рейсах на 8,6%, а на международных – понизил на 25-26%.
По прогнозам “Аэрофлота”, мобильность населения до 2025 г. будет минимальной – менее одной поездки в год на человека (в ЕС и США сейчас – в среднем 1,2-1,6 поездки). Гендиректор “ЮТэйр” Андрей Мартиросов добавил, что в 2016 г. спрос в лучшем случае сохранится на уровне 2015 г., но наиболее реалистичный прогноз – падение на 10%.
Максим Соколов в качестве возможного выхода видит “поиск альтернативных направлений”. Авиаторы сходятся во мнении, что компенсировать закрытие трех рынков внутренними направлениями не получится. Аэропорты, со своей стороны, настаивают на дерегулировании их тарифов в Московском авиаузле, но авиакомпании предлагают заморозить это решение как минимум на год и просят снижения НДС на внутренних линиях с 10% до 0%. Глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун сообщил, что за счет его снижения с 18% до 10% только в третьем квартале нагрузка на авиакомпании уже упала на 7,5 млрд. руб. (Aviation Explorer/Транспорт Украины и мира)