История окучивания ПАО “Укртранснафта” днепропетровской бизнес-группой началась в середине 2009 г. с назначения главой государственного нефтетранспортного монополиста менеджера Игоря Коломойского Александра Лазорко.
До последнего времени считалось, что на этой должности его главным достижением было решение о выкачке так называемой технологической нефти из простаивающих трубопроводов “Укртранснафты” и их последующая передача на хранение “приватовских” нефтеперерабатывающих заводов. Таким образом, в резервуарах НПК “Галичина”, “Нефтехимик Прикарпатья” и “Укртатнафты” тогда оказалось соответственно 46,7 тыс., 102 тыс. и 240 тыс. т сырья, за хранение которого государственное ПАО обязалось платить по 6,4 грн./сутки с одной тонны.
После того, как в прошлом году Лазорко был уволен из “Укртранснафты”, компания решила прекратить партнерские отношения с заводами “Привата”. Этот процесс возглавил новый менеджер государственной компании Николай Гавриленко.
На сегодняшний день ему уже есть чем хвастаться. Например, по эпизоду отношений с “Галичиной” его юристам удалось месяц назад получить постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда о признании “мнимым” договора на хранение нефти. Опираясь на этот вывод, в ПАО рассчитывают пойти аналогичным путем в отношениях с “Нефтехимиком Прикарпатья” и “Укртатнафтой”.
Аннулирование этих соглашений – отнюдь не дело принципа. Добившись отмены договоров с нефтепереработчиками, “Укртранснафта” получит возможность не платить по их счетам, предъявленных как раз на основании контрактов о хранении нефти. Правда, даже при таком развитии событий компании под руководством Гавриленко не удастся избавиться от навязанного партнерства с “Приватом”. Как стало известно, “Укртранснафта” проиграла другой ключевой спор Игорю Коломойскому.
Речь идет о противостоянии, в рамках которого государственный транспортировщик нефти пытался расторгнуть контрактные отношения с ПАО с иностранными инвестициями “Синтез ойл”, в которые стороны вступили в декабре 2009 г. Подписанный тогда контракт предусматривал, что “Укртранснафта” будет предоставлять услуги по транспортировке нефти, а “Синтез ойл” их оплачивать.
По предварительным планам речь шла о прокачке 3-6 млн. т сырья в год. При этом стороны условились, что договор будет действовать 5 лет с момента подписания, но за это время они успели подписать несколько соглашений, которые фактически изменили основополагающие пункты исходного документа. Особенно выделяются два факта. Первый – это договоренность о пролонгировании контракта на три года до 31 декабря 2017 г. Второй – согласие “Укртранснафты” расширить список магистралей, “резервируемых” за “Синтез ойлом”. Если изначально эта компания претендовала на безотказную прокачку нефти по каналу “Приемо-сдаточный участок “Одесса – “Кременчугский НПЗ”, то после внесения изменений “Приват” получил гарантии прокачки сырья (при подаче им соответствующего заявления) из Одессы в направлении упомянутых НПК “Галичина” и “Нефтехимик Прикарпатья”.
Оплата услуг работы по всей протяженности этих маршрутов символическая – 29,5 и 31 грн./т. Но в “Укртранснафте” не получали даже этого.
По данным компании, за весь период действия контракта “Синтез ойл” ни разу не выполнил обязательств по предоставлению минимальных гарантированных объемов сырья для прокачки (3 млн. т). Из-за этого у Николая Гавриленко стали говорить об упущенной выгоде госкомпании, оценив ее в 312 млн. грн.
Именно такую сумму юристы “Укртранснафты” и пытались взыскать с партнеров в суде, но эти попытки отказались бесперспективны: 29 марта Высший хозяйственный суд Украины отказал в удовлетворении кассации ПАО на вердикты нижестоящих инстанций, объяснив свою позицию истечением срока давности претензий.
Со стороны процесс выглядит так, будто не произошло ничего нового – “Укртранснафта” не получила очередную крупную сумму денег. Но на самом деле цена вопроса значительно выше. Выигрыш в этом споре у Гавриленко рассчитывали использовать как повод для поднятия вопроса о расторжении упомянутого контракта с “Синтез ойлом”. Но в нынешних условиях это нереально, а значит у “Привата” будет возможность еще почти два года контролировать работу основных трубопроводных веток “Укртранснафты”. (Деловая столица/Укррудпром/Транспорт Украины и мира)