Поведенческие условия, которые ФАС выдала “Федеральной грузовой компании” (ФГК, “дочка” РЖД) для аренды парка “УВЗ логистик” (“дочка” УВЗ), распространены на всех операторов. Соответствующий документ 7 апреля служба разослала крупнейшим операторам грузовых вагонов.
Теперь операторы не позднее чем за 15 дней должны предупреждать ФАС о намерении поднять цену предоставления вагона более чем на 7,5% в сравнении с аналогичным кварталом предыдущего года, а также если цена повышает прейскурант 10-01. Если ФАС сочтет повышение экономически обоснованным, то оператор получит заключение. Что будет, если оператор не получит заключение или не предоставит ФАС сведения о росте платы за вагон, из документа не ясно.
ФАС также предписала операторам не позднее чем за 30 дней предоставлять информацию и документы о заключении договоров аренды, управления и иных договоров, касающихся передачи прав владения, пользования или распоряжения грузовыми вагонами иным организациям. Эти документы должны предоставлять обе стороны сделки.
Представитель ФАС комментировать предписание не стал. В самом предписании указано, что эти меры необходимы для обеспечения соблюдения норм антимонопольного законодательства. Обязательность применения указанных в предписании норм прежде всего зависит от того, установлен на рынке грузовых железнодорожных перевозок факт коллективного доминирования или нет, отмечает партнер юридической компании “Основа” Вацлав Макарский. “Если ФАС применит концепцию коллективного доминирования, то установление цены без экономического обоснования может грозить субъектам рынка предупреждением или административным штрафом в случае установления монопольно высокой цены”, – объясняет юрист.
Представитель ФГК комментировать предписание отказался. Представитель “Трансойла” лишь подтвердил получение предписания. “Мы изучаем данный документ и сформируем позицию позже”, – сказал представитель “Нефтетранссервиса”. В ПГК письмо еще не получили, но с его содержанием знакомы, говорит представитель компании. На следующей неделе НП “Совет операторов железнодорожного транспорта” соберется, чтобы вынести консолидированную позицию о предписании ФАС, говорит источник в одном из операторов. Представитель совета комментировать документ ФАС не стал.
“Это решение ФАС стало неожиданностью для рынка железнодорожных перевозок, такие методы регулирования ранее не применялись. Активная позиция регулятора может предотвратить спекулятивные колебания цен, – считает директор по логистике СУЭК Денис Илатовский. – Рынок предоставления вагонов очень волатильный. В 2008 г. и 2012 г. рост цен составлял 200%. Ставки операторов в 2016 г. уже проиндексированы на 9% вместе с РЖД, а суточная доходность вагона растет даже больше – на 10-15% за счет повышения скорости грузового движения”. Но не ясно, как будет регулироваться работа мелких и средних операторов, – это создает определенный риск, говорит источник в другой компании-грузоотправителе. Представители UC Rusal и “Мечела” от комментариев отказались.
Предписание ФАС будет мешать операторам балансировать вагонопотоки и минимизировать порожний пробег, меняя стоимость перевозки, считает гендиректор “Infoline-аналитики” Михаил Бурмистров. Есть риск, что часть операторов просто уйдет в серую зону: создадут неаффилированных посредников, которые будут перепродавать операторские услуги. (uaprom.info/Транспорт Украины и мира)