ФАС всерьез решила противодействовать планам по консолидации вагонного рынка по плану “Ураган”. Служба вынесла предупреждения ряду лиц за публичные заявления о росте ставок за аренду вагонов, а также пожаловалась вице-премьеру Аркадию Дворковичу, главе Минтранса Максиму Соколову и президенту ОАО “РЖД” Олегу Белозерову о недопустимости участия госорганов в обсуждении планов, ведущих к ограничению конкуренции. ФАС намерена вынести на правительственную комиссию целесообразность консолидации вагонного парка в целом на фоне усилий правительства по недопущению роста ценовой нагрузки на грузоотправителей.

12 апреля глава ФАС Игорь Артемьев направил письмо вице-премьеру Аркадию Дворковичу, главе Минтранса Максиму Соколову и президенту ОАО “РЖД” Олегу Белозерову. Артемьев сообщает, что, по информации службы, Минтранс совместно с участниками рынка, советом потребителей при ОАО “РЖД” и экспертами разрабатывает схемы консолидации вагонного парка, не привлекая ФАС. “Разработка в федеральных органах исполнительной власти планов действий, реализация которых может привести к монополизации рынка, ценовому сговору или иным способам ограничения конкуренции, представляется недопустимой”,- пишет чиновник. Он добавляет, что недопустимо и обсуждение на различных площадках с участием представителей органов власти возможного существенного увеличения цен на вагонную составляющую, а также показателей цен на различные типы вагонов. Поэтому ФАС просит поручить ей представить материалы по схемам консолидации, а также рассмотреть на правительственной комиссии “целесообразность и уместность консолидации парка вагонов” в условиях, когда правительство предпринимает действия, направленные, в частности, на “недопущение повышения транспортной нагрузки на грузоотправителей”.

Поводом к заявлению ФАС послужило обсуждение плана “Ураган” по консолидации вагонного рынка с дальнейшим подъемом цены, предложенного Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). План предполагает консолидацию около 200 тыс. вагонов на базе ГТЛК, а затем передачу их в аренду крупному оператору, отставление или списание части парка и подъем вагонной составляющей с 550-650 руб. до 875 руб. в сутки в 2016 г. и далее до более чем 1 тыс. руб. Вариация плана, рассмотренная аналитическим центром при правительстве, предполагает промежуточное звено в виде специализированной сублизинговой компании, где просматриваются интересы Трубной грузовой компании Александра Карманова давно и активно отстаивающей план “Ураган”.

ФАС вынесла предостережения главе ГТЛК Сергею Храмагину и ведущему советнику аналитического центра при правительстве Николаю Севастьянову за публичные заявления о планируемой в 2016 г. консолидации парка вагонов и планах по увеличению операторами ставок на полувагоны до 1087 руб. в сутки за вагон. Заявления, вызвавшие недовольство ФАС, были сделаны на заседании совета потребителей ОАО “РЖД” 13 апреля. С марта ФАС активно отслеживает ценовые декларации на рынке, в марте такое предостережение было вынесено главе Федеральной грузовой компании ОАО “РЖД” Алексею Тайчеру за заявление о росте ставки за полувагон до 900 руб./сутки. Как пояснили в ФАС, предостережения будут выноситься по каждому заявлению о росте ставки, поскольку при профиците парка они некорректны, а создание искусственного дефицита с целью роста ставок противоречит усилиям ОАО “РЖД” по недопущению роста цен.

В Минтрансе и аппарате Аркадия Дворковича подтвердили получение письма Артемьева, но от комментариев отказались. Не комментируют письмо и в ОАО “РЖД”. В ГТЛК сообщили, что компания в лице Храмагина или в каком-либо другом лице не выступала с публичным заявлением о цене. В аналитическом центре при правительстве предупреждения пока не получали. Источник в отрасли говорит, что ставки находятся на уровне ниже экономически обоснованного, не позволяя ни ремонтировать вагоны, ни обслуживать долг, и если тенденция сохранится, то финансовой системе будет нанесен большой урон. По словам другого собеседника, ФАС существенно ужесточила позицию по вагонному рынку. Он, в частности, напоминает о письме ФАС операторам, в котором служба требует обосновывать всякое повышение цены свыше 7,5%. В целом позиция службы, считает собеседник, не учитывает состояния рынка, ушедшего за грань рентабельности. (Коммерсант/uaprom.info/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий