“Укрзализныця” могла бы сэкономить на проведенном 7 сентября экстренном тендере по закупке дизельного топлива более 101,5 млн. грн., если бы отказалась от существующей системы закупок.
За один день, 7 сентября “Укрзализныця” объявила и провела экстренный тендер по закупке 60 тыс. т дизельного топлива, хотя обычно подготовка тендера занимает до двух месяцев. Причиной спешки была названа угроза национальной безопасности в виде невозможности обеспечить потребности армии в железнодорожных перевозках.
Единственная причина, по которой железная дорога чуть не остановилась из-за нехватки топлива – это коррупция. Зеркало недели уже писало о неизбежных проблемах с топливом еще в середине августа. Тогда был заблокирован тендер на закупку 150 тыс. т ДТ, которых бы хватило до конца года.
Оставшись без крупных поставок, Центр обеспечения производства (ЦОП) “Укрзализныци” начал привлекать ресурсы везде, где только мог: глава ЦОП Виталий Цвигун даже купил у ОККО 10 тыс. т дизтоплива, которое отказывался брать ранее. В то же время, ЦОП объявил 15 новых тендеров по 10 тыс. т, но согласно процедуре, ближайшие торги состоятся только 24 октября.
У компании был только один выход – заем. УЗ требовалось не менее 50 тыс. т топлива, чтобы продержаться до октябрьских тендеров. 4-5 сентября о топливном кризисе в “Укрзализныце” уже был осведомлен премьер, которого называют куратором и.о. главы компании Евгения Кравцова.
Ссылаясь на поставщиков, уведомление о проведении тендера УЗ на 60 тыс. т по переговорной процедуре было получено ими днем 7 сентября.
Проведение экстренного тендера – редкое явление. Закон “О публичных закупках” предусматривает такой способ закупки в случае необходимости немедленной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций либо предоставления Украиной гуманитарной помощи. Данные обстоятельства должны быть документально подтверждены, например, решением СНБОУ, постановлением, поручением или распоряжением Кабмина.
В данном случае, спустя неделю формальная причина проведения экстренного тендера неизвестна. По данным участников торгов, в качестве причины им была озвучена “угроза национальной безопасности”.
Закупочные цены можно считать нормальными: по данным “Консалтинговой группы А-95”, среднерыночная цена на крупнооптовые партии дизтоплива 7 сентября составляла 23300 грн./т. Тем не менее, “Укрзализныця” могла расчитывать на существенную скидку. “Укрзализныця” – крупнейший потребитель дизтоплива с объемом 300 тыс. т. Такой клиент имеет все основания претендовать на существенные скидки (минимум 500 грн./т). Посчитаем эффект. Сделанный ранее анализ закупок 195 тыс. т ДТ у компаний “Вог Аэро Джет” и “Трейд Коммодити” в первом полугодии 2017 г. показал, что “железка” переплатила минимум 163 млн. грн. На этом объеме скидка 500 грн./т дала бы экономию еще 101,5 млн. грн.”.
Суммарно компания переплатила за топливо около 275 млн. грн. С учетом того, что прибыль УЗ в первом полугодии составила 122,5 млн. грн., финансовый результат в случае экономии мог бы составить почти 400 млн. грн., или выше фактического в 3,3 раза. “Что мешает экономить подобные суммы? Существующая система закупок. Она не только вымывает из компании огромные деньги, но и в сентябре чуть не привела к чрезвычайной ситуации – остановке железной дороги”.
Изменение нынешней схемы невыгодно чиновникам ЦОП и “Укрзализныци”. Прозрачная и эффективная для УЗ система закупок лишит их коррупционных заработков. “Теперь ситуация ухудшилась. После 7 сентября любые фокусы “железнодорожных” клерков можно будет прикрыть “угрозой национальной безопасности”.
Компании необходимы кадровые решения и координация разработки всем понятной ценовой формулы под руководством первых лиц УЗ и правительства. “Автоматический режим ценообразования и поставок позволит расширить круг поставщиков за счет украинских и зарубежных производителей, международных трейдеров, а значит, снизить цену до минимума. А постоянная паника и беготня вокруг каждой закупки забудутся, как страшный сон”. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)