В 2012 г. “Укрзализныця” снизила требования к качеству креплений, удерживающих железнодорожные пути. Об этом говорится в расследовании программы “Наши гроши” с Денисом Бигусом”.
По словам и. о. главного инженера департамента пути и сооружений ПАО “Укрзализныця” Владимира Чемеринского, в 2012 г. “Укрзализныця” утвердила технические требования, которые позволили использовать клеммы скрепления, которые прижимают рельсы к шпалам на 10% слабее, чем традиционный стандарт в 25 килоньютонов.
Требования к качеству железнодорожная компания снизила через год после того, как упало фактическое качество у монопольного поставщика креплений – “Корпорации КРТ”, принадлежащей народным депутатам от “Блока Петра Порошенко” Ярославу и Богдану Дубневичам.
В 2011 г. оказалось, что 40% деталей от КРТ – деформировались во время использования. Усилие прижатия рельса снизилось из обязательных 25 кН до 15-17 кН.
Железная дорога через суд заставила корпорацию КРТ заменить некачественную продукцию. Но уже в следующем году снизила требования к качеству со своей стороны во внутренней технической документации.
В то же время публичные требования к качеству, в частности в тендерных закупках, оставались на уровне стандарта, а иногда даже завышались. В 2015 г. железная дорога объявила тендер на крепление с силой прижима выше стандарта, что позволило выбросить из тендера конкурентов “Корпорации КРТ”.
Тогда “Укрзализныця” подчеркнула, что завышенная требование “являются основными техническими параметрами, которые обеспечивают надежность работы узла крепления”. Однако проверка, проведенная в конце 2016 г. детективами НАБУ, показала, что закупленные железнодорожные крепления Дубневичей по качеству на 10% ниже стандарта и требований тендерной документации.
Спустя несколько месяцев после проверки железная дорога занизила требование к “надежности работы узла скрепления” сразу на 10% и в публичной тендерной документации.
Железнодорожные крепления – это набор деталей (клемма, втулка, прокладка), которые прикрепляют рельс к шпале. Важная техническая характеристика этих деталей – сила прижатия – сила, с которой клемма прижимает рельс к шпале.
Последние три года скрепления на железную дорогу поставляемых исключительно дилеры “Корпорации КРТ”, которая принадлежит народным депутатам от БПП Ярославу и Богдану Дубневичам. КРТ является монополистом, поскольку предложение другого производителя железная дорога отклоняет по формальным причинам.
Заместитель департамента пути и сооружений ПАО “Украинская железная дорога” Василий Яковлев до недавних пор был помощником Ярослава Дубневича.
Кроме того, заместитель директора филиала “Центр обеспечения производства” ПАО “Укрзализныця” Эдуард Пушкаренко также занимал должность помощника нардепа Ярослава Дубневича. (БизнесЦензор/Транспорт Украины и мира)