В 2018 г. сохранится дефицит полувагонов на сети в весенний и осенний пики, прогнозируют эксперты Института проблем естественных монополий, при наличии установившегося тренда превышения поставок новых полувагонов над их списанием. За счет этого дефицит не будет большим, в первую очередь повышенным спросом будут пользоваться дешевые вагоны крупных операторских компаний, цены которых продолжат находиться под надзором регуляторов.
Напомним, что в 2015-2016 гг. было списано около 125 тыс. полувагонов, что составило около 22-23% объема парка полувагонов. В 2017 г. 2018 г. ожидается списание в объеме 15-17 тыс. и около 10-12 тыс. полувагонов соответственно. При этом в 2017 г. дефицит достиг максимума в 16-17 тыс. полувагонов в сентябре – ноябре, но уже к концу года по прогнозам снизится до 5 тыс. .
Предстоящее изъятие у ФГК парка вагонов “УВЗ-Логистик” существенно ограничит возможности по удовлетворению потребностей клиентов самого крупного оператора, повышенным спросом продолжат пользоваться относительно дешевые вагоны ФГК. Из-за этого дефицит дешевых полувагонов под управлением ФГК в 2018 г. может возникнуть в весенний и осенний пики перевозок, прежде всего для грузоотправителей, работающих на спотовых перевозках. При этом часть парка полувагонов ФГК в настоящее время работает по долгосрочным контрактам, часть – на выполнение задач по решениям регуляторов и акционера. Таким образом, можно ожидать, что продолжится обсуждение вопросов дефицита полувагонов в органах исполнительной власти и регуляторов и в 2018 г.
Массовое списание парка самортизированных полувагонов в период 2015-2017 гг. в размере 1/4 парка (более 140 тыс. полувагонов) и прогнозируемый дефицит могут увеличить стоимость планируемого к продаже “УВЗ-Логистик” и привлекательность работы с его парком даже по повышенным ставкам. Этому также способствуют опубликованные планы УВЗ по сокращению выпуска полувагонов в 2018 г. и планируемое увеличение цен реализации новых полувагонов. Все это на фоне роста погрузки и дополнительной потребности в парке увеличит ставку предоставления полувагонов на спотовых перевозках. В результате в 2018 г. есть риск дополнительного увеличения транспортных затрат грузовладельцев. (Metalmonitor/Транспорт Украины и мира)