Своеобразную революцию в общественном транспорте запланировали на 2018 г. в Житомире. Город выделил 64 млн. грн. на закупку 40 автобусов. Таких масштабных закупок общественного транспорта в Житомире уже давно не было.
Но приобретать автобусы Житомир будет по схеме лизинга через белорусскую лизинговую компанию. А в Беларуси существует программа поддержки экспорта. Таким образом, общее подорожание автобусов по данной лизинговой схеме составит 4% в гривнях.
Для сравнения, если бы город брал кредит, то процентная ставка была бы на уровне 16-18% годовых и нужно было бы предоставить залог на соответствующую сумму, – подчеркивает городской голова Сергей Сухомлин.
Такая схема покупки позволит Житомиру сразу создать парк городского автотранспорта, которого сейчас в коммунальной собственности фактически нет. Все отдано на откуп частным перевозчикам.
Выбор модели автобуса власти Житомира тоже сделали очень правильно. Город закупит 9-метровые автобусы МАЗ-206 с двигателями Mercedes-Benz.
Вместимость МАЗ-206 – 80 пассажиров, в то время как в городе ходят небольшие автобусы частных перевозчиков. По оценкам городского головы Сергея Сухомлина срок окупаемости “МАЗов” при нынешнем тарифе – более 15 лет. По этой причине, частные перевозчики такие большие автобусы и не покупают. А вот для города главная задача – это комфорт и удобство пассажиров, – считает Сергей Сухомлин. – Городской общественный транспорт нерентабелен в принципе. И при таких тарифах – дай Бог, чтобы окупались затраты. Но ТТУ как коммунальное предприятие отличается от частника тем, что получение прибыли – не основная цель, и оно может позволить себе работать без прибыли. Частник себе такого позволить не может”.
“Сейчас частники практически не обновляют парк своих автобусов. По нашим подсчетам, на одной машине перевозчик зарабатывает чуть больше 100000 грн. в год. Так, если 10 машин, это более миллиона. Но если стоимость нового автобуса – более 2 млн. грн., окупаться он будет около 15 лет. Никто не будет инвестировать в бизнес с периодом окупаемости 15 лет. А городские власти должны думать на длительный период и решать проблему общественного транспорта. Поэтому и фактически с нуля создается муниципальный автобусный транспорт, который будет базироваться на территории троллейбусного депо”, – сообщил Житомирский городской голова.
Кроме того, Житомир намерен закупить еще и 50 новых троллейбусов в рамках программы сотрудничества с банком ЕБРР. Для этого город отдельно объявит тендер, на который пригласят производителей доступного транспорта. (Auto-Consulting/Транспорт Украины и мира)