По словам Александра Каленкова, президента объединения предприятий “Укрметаллургпром”, вопрос принятия Методики портовых сборов в Украине уже обсуждают больше года. “Укрметаллургпром” принимает активное участие в оптимизации ставок и обсуждении тарифообразования.

Портовые сборы в Украине в разы превышают сборы в сопоставимых зарубежных портах. Это имеет свои последствия для экономики Украины:

– необоснованно высокие издержки бизнеса при экспортно-импортных операциях в портах, что ограничивает расширение экспорта и развитие грузовой базы;

– неконкурентоспособность портов Украины;

– сокращения валютных поступлений и отчислений в бюджет;

– с учетом возрастающей доли морского импорта в структуре углей, закупаемых энергетиками, высокие портовые сборы – фактор роста стоимости электроэнергии для всех отраслей экономики.

Он заявил, что решение Кабмина об уменьшении портовых сборов на 20% с начала 2018 г. – позитивное и правильное, но этого не достаточно. Такое решение не поможет нашим морпортам вновь стать конкурентными, снижение должно быть еще минимум на 50%.

Известно, что основная сумма (с 2018 г. – 50% до 2018 г. – 75%) прибыли портов выкачивается в госбюджет.

“Вместе с тем целевые портовые сборы используются не по назначению: кроссубсидирование других государственных проектов, “выкачивание” остатка средств в виде дивидендов в общегосударственный бюджет”, – отметил он.

Приказ, который принят МИУ, согласно которому часть средств направляется на финансирование дноуглубительных работ на Днепре – это до 1,3 млрд. грн. Это противоречит закону и здравому смыслу. К слову, такого нет ни в одной стране мира. Часть этих средств , которые аккумулируются от одного источника идет на финансирование совершенно других проектов, которые должны финансироваться из государственного бюджета.

Президент “Укрметаллургпрома” заявил, что все платежи, которые поступают в АМПУ от портовых сборов, должны быть целевыми и использоваться на дноуглубительные работы в морпортах, на развитие портовой инфраструктуры. Это поможет госбюджету страны.

Нужно чтобы решение о снижении ставок портовых сборов также сопровождалось решением о понижении ставки отчислений в бюджет от АМПУ.

Что изменит Методика? В разработке портовых сборов основное участие приняли специалисты Мирового банка, по их расчетам, понижение ставок портовых сборов приведет к увеличению поступлений в бюджет в среднесрочной перспективе. Это решение поможет сгенерировать для экономики Украины дополнительных $825 млн. дохода или почти 1-процентный пункт дополнительного роста ВВП Украины.

Проблемные стороны в Методике? По одной из процедур утверждается инвестиционная программа порта, которая потом финансируется за счет портовых сборов со всех грузов, в т. ч. платежи по кредитам и компенсация частных инвестиций в гидротехнические сооружения.

Такой подход рискован:

– “раздутая” инвестиционная программа, сформированная с целью освоить бюджет. Такая инвестиционная программа будет переложена в виде повышения портовых сборов на все грузы в порту;

– злоупотребления со стороны отдельных инвесторов с неокупаемыми проектами с последующей компенсацией затрат за средства АМПУ.

В “Укрметаллургпроме” нашли альтернативные варианты формирования инвестиционной составляющей для включения их в портовые сборы. Необходимо принимать решение о планах развития порта или согласование инвестиционного проекта только Советом портов, в состав которого нужно включить всех желающих грузовладельцев с долей 3% в общей перевалке. (comments.ua/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий