Белорусские таможенные органы в 2017 г. конфисковали товары, поступающие транзитом в Россию из Калининградской области, на миллиарды рублей. Об этом на конференции “Жизнь по новому Таможенному кодексу Евразийского экономического союза” рассказала судья суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Татьяна Нешатаева.
“Таможня Беларуси забирала товары, которые шли из Калининграда, объявляя их иностранными или бесхозными. Калининград пострадал очень сильно. Мы рассматривали всего четыре эпизода, хотя их было очень много”, – сказала она. По примерным оценкам судьи, речь идет о товарах на сумму в 2,5 млрд. руб.
“Точную цифру сказать не могу, потому что мы думали о праве”, – добавила судья.
Позиция белорусской таможни состояла в том, что пересекающие границу товары были неизвестного происхождения. “Как они проверяли, я не знаю. Но результаты сразу передавались в суды, которые объявляли товар иностранным либо бесхозным. В течение получаса суды, вплоть до Верховного (суда Белоруссии) принимали решение отнять и изъять в пользу бюджета”, – рассказала Нешатаева.
При этом на продукции, по ее словам, “стоял штамп Евразийского союза”. Суд пришел к решению, что такой товар не подлежал дополнительной проверке. Кроме того, в разъяснениях к решениям суда ЕАЭС было указано, что обращаться за правовой помощью, в случае двоякого толкования норм наднационального законодательства Евразийского союза, – не право, а обязанность каждой страны. Эта правовая позиция прописана в новом Таможенном кодексе ЕАЭС, вступившим в силу с 1 января 2018 г.
Она отметила, что пока в Беларуси, как и в России, бизнес не понимает до конца роль суда ЕАЭС, осуществляющего толкование законов для единообразия правоприменительной практики в пяти государствах Евразийского союза – России, Беларуси, Казахстане, Армении, Кыргызстане. В то же время, многие противоречия национального законодательства с наднациональноми нормами ЕАЭС могут быть разрешены при обращении в этот суд.
“Мы, действительно не создаем норму права. Но пишем правовую позицию: как прочитать договор, национальный закон, подзаконный акт. Противоречия будут всегда – никогда не окажется единого текста. И страдает всегда бизнес. Поэтому когда он видит это противоречие, он должен идти к нам, потому что как прочитать эту норму знаем только мы”, – сказала Нешатаева.
Помимо белорусских дел в суд поступали аналогичные иски, связанные с пересечением товаров через границу между Кыргызстаном и Казахстаном. (PortNews/Транспорт Украины и мира)