Из-за тарифной политики железнодорожного госмонополиста ПАО “Укрзализныця” среди национальных производителей на экспортных рынках снизилась конкуренция. Об этом говорится в аналитической справке, подготовленной специалистами ГП “Укрпромвнешэкспертиза”.
Так, по данным экспертов, в то время как на глобальных рынках конкуренция усиливается, украинские производители не могут переложить дополнительные расходы на покупателей. Это может привести к потере рынков сбыта и, соответственно, уменьшению объемов производства продукции.
В качестве примера специалисты приводят ситуацию в горно-металлургическом комплексе в 2017 г., ведь для большинства его предприятий ж/д транспорт является безальтернативным.
Из-за существенного роста железнодорожных тарифов в 2016-2017 гг. (на 33%) уже в 2017 г. предприятия ГМК Украины снизили экспорт железорудного сырья в Китай на 3 млн. т до 11,8 млн. т. Также в 2017 г. Украина снизила на 3,1 млн. т экспорт металлопроката до 14,6 млн. т – в частности, из-за потери ценовой конкурентоспособности на рынках стран Ближнего Востока, Южной Азии и ЕС.
В результате потери экспортных рынков выпуск металлопроката в Украине в 2017 г. упал на 3 млн. т, а производство железорудного сырья, вызванное снижением выплавки стали и уменьшением экспорта руды в Китай, снизилось на 5 млн. т до 96 млн. т в год.
В свою очередь, из-за уменьшения производства железорудного сырья и металлопроката сама “Укрзализныця” в 2017 г. потеряла перевозки грузов в объеме не менее 15 млн. т, недополучив прибыль – поскольку грузовые перевозки “УЗ” имеют рентабельность 23-33%.
При этом в аналитической записке отмечается, что несмотря на полученный негативный результат от предыдущих повышений своих тарифов, госмонополист намерен добиться очередного увеличения стоимости своих услуг для грузоотправителей на 11% за счет унификации тарифов на перевозку порожних грузовых вагонов.
По мнению экспертов “УПЭ”, результатом этой инициативы станет новое падение объемов украинского экспорта и как следствие – снижение поступлений валютной выручки в страну.
Исполнительный директор международного Фонда Блейзера Олег Устенко считает, что такая ситуация сложилась из-за монопольного положения “Укрзализныци” на рынке железнодорожных перевозок – как грузовых, так и пассажирских.
“Укрзализныця”, будучи монополистом, может навязывать грузоотправителям и пассажирам любые тарифы, не заботясь о повышении качества услуг и их конкурентоспособности. Поэтому существуют проблемы с подвижным составом “УЗ” и не только”, – сказал он.
Выходом из положения Устенко считает разрушение монополии “Укрзализныци” и включением в ее зону ответственности лишь железнодорожной инфраструктуры, остальное же должен взять на себя бизнес. (comments.ua/Транспорт Украины и мира)