Исходя из социальной составляющей, “Укрзализныця” не сможет поднять тарифы на пассажирские перевозки до уровня покрытия всех убытков. Поэтому необходимы дотации от государства. Об этом сказал глава ЧАО “Укрзализныця” Евгений Кравцов.
“До этого стоимость билетов не менялась с 2014 г. На сегодня она низкая, откровенно говоря. Особенно, если говорить о цене билетов в плацкартном вагоне или в региональных поездах – сравните с автобусом. Я уже не говорю о параллелях со стоимостью билетов на железнодорожные перевозки в европейских и других постсоветских странах. Прошлогодняя индексация дала нам около 0,5 млрд. грн. Один новый пассажирский вагон стоит примерно 26-29 млн. грн. То есть на эту сумму можно приобрести в лучшем случае не более 20 вагонов. Это совсем смешные цифры, учитывая современную потребность в подвижном составе в 1200-500 вагонов. Эта индексация даже не покрыла инфляционных потерь, и мы дальше несем убытки. Ущерб от пассажирских перевозок за 2018 г. примерно достигать более 11 млрд. грн.
Учитывая то, что наш парк пассажирских вагонов с каждым годом стареет, на сегодня мы имеем большую часть тех, у которых в течение следующих 5 лет будет выходить срок эксплуатации, поэтому ситуация довольно критическая. Особенно критическая ситуация с парком плацкартных вагонов. Наш общий парк – около 3 тыс. пассажирских вагонов. Все это количество необходимо будет обновить в течение следующих 5-10 лет. По результатам этого года мы обновим 127 пассажирских вагонов. Это много, потому что в последний раз “Укрзализныця” обновляла такое количество в конце 90-х – начале 2000-х”, – сказал глава ведомства.
По мнению Кравцова, выходом должно было быть повышение стоимости проезда до уровня покрытия всех убытков, но, учитывая социальные причины, это сейчас невозможно: “Поэтому должна быть государственная поддержка. В большинстве европейских стран государство выделяет средства на поддержку пассажирских перевозок. В Германии только из федерального бюджета эти суммы достигают 10 и более млрд. евро в год. Причем из бюджетов федеральных земель также осуществляются соответствующие расходы, например по земле Бавария это 1 млрд. евро в год. В Польше половина всего транспортного бюджета страны идет на железную дорогу. В Украине цифра государственной поддержки составляет 0 грн. на протяжении всех лет независимости. А весь подвижной состав, материалы, горюче-смазочные материалы мы покупаем по рыночным, мировым ценам. Плохо это или правильно, можно долго спорить. Но факт заключается в том, что подвижной состав является системно недофинансированным”.
Исходя из нынешней ситуации, тарифы на пассажирские перевозки продолжат расти, отметил он. “Если кто-то скажет, что тарифы не будут расти, то этот человек будет говорить неправду. Законы экономики для государственных никто не отменял. Мы живем в условиях рыночной экономики. Когда себестоимость и инфляция растет из г. в год, конечно будут расти и тарифы. Иначе должно быть полное финансирование и перекрытия убытков со стороны государства. Если не будет изменений в тарифной политике, поддержки государства, тогда мы просто должны уменьшать количество поездов, и их качество будет еще хуже. Я извиняюсь, но давайте посмотрим по текущую стоимости билетов или она действительно высока.. Если говорить о поездах дальнего следования. Плацкарт “Киев – Константиновка” стоит 145 грн. Если умножить это на количество мест в вагоне – где-то 50. Окупается в принципе такой вагон? Конечно, нет. Если речь идет о том, что действительно необходимо что-то менять, есть два пути. Или государственная поддержка или изменение стоимости проезда и индексации – другого нет”, – констатировал глава “Укрзализныци”. (Цензор.НЕТ/Транспорт Украины и мира)