Украина должна наладить стабильный и прогнозируемый экспорт по всем видам грузов, который не будет зависеть от капризов и шантажа России. Украина для этого должна использовать все варианты, в том числе возможности глубоководных портов Черного моря. Об этом сообщает “Центр транспортных стратегий”.
“Дунайские порты способны взять на себя лишь часть грузопотока, и без “глубокой воды” в морском экспорте не обойтись ни агрортрейдерам, ни грузовладельцам промышленных грузов, чьи возможности искусственно ограничены пропускной способностью и небольшими глубинами портов Дунайского региона”, – говорится в статье.
Авторы также напомнили, что прецедент работы зернового коридора в формате “без России” уже был: суда через Босфор как на вход, так и на выход из украинских портов продолжали ходить, а без представителей России комиссия работала лучше и быстрее. Есть все возможности повторить эту схему.
“Конечно, существуют риски провокаций и обстрелов со стороны России, а компании могут отказаться от страхования судов. Но вопрос страхования Украина решила, и даже в Брюсселе сказали, что могут поддержать и гарантировать в случае повреждения судна или товара страхование. В то же время есть и план Б, предусматривающий работу коридора без России. Этот план Б позволит полноценно возобновить работу портов – работать не только на экспорт, но и принимать импорт, и расширить номенклатуру грузов”, – пишет ЦТС.
По информации аналитиков, сейчас власти рассматривают два основных возможных варианта так называемого плана Б.
Первый – восстановление гражданского судоходства по всем видам грузов без согласия России, но в партнерстве с Турцией.
Второй – самостоятельное восстановление судоходства, и здесь цель – провести не одно-два судна, а сделать работу коридора постоянной и стабильной, поэтому важна составляющая безопасности. Сейчас она отрабатывается.
“Такая возможность действительно есть, но она должна быть тщательно проработана: это не только коммерческие и логистические вопросы, но и безопасность, потому что страна находится в состоянии войны. Когда и каким образом можно будет работать по альтернативному сценарию – мы скажем, когда все структуры, которые причастны к этому процессу, будут готовы”, – добавил замминистра обновления Украины Юрий Васьков. (РБК-Украина/Транспорт Украины и мира)