Создание нового альянса контейнерных перевозчиков Maersk и Hapag-Lloyd может повлиять на другие действующие соглашения, пишет исследовательская компания Linerlytica.
Крупнейшие судоходные линии Maersk и Hapag-Lloyd 17 января 2024 г. объявили о создании нового долгосрочного международного альянса контейнерных перевозчиков – Gemini Cooperation, который должен быть запущен с 1 февраля 2025 г. Объединение контейнерных перевозчиков станет третьим по величине после OCEAN Alliance и нового партнерства линий MSC и ZIM. Объявление было сделано через год после уведомления о прекращении работы альянса 2M между Maersk и MSC с января 2025 г. Hapag-Lloyd также уведомила своих партнеров по OCEAN Alliance за год о досрочном прекращении своего участия в партнерстве, сформированном в апреле 2017 г., срок действия которого истекает только в 2030 г.
Эксперты рынка говорят о возможном распаде альянса OCEAN (включает CMA CGM, COSCO и Evergreen), однако партнерство заключено с апреля 2017 г. минимум на 10 лет, и партнерам необходимо за год до выхода сообщить о своем решении. При этом уведомление не может быть подано до марта 2026 г. за исключением случаев, когда произойдет существенное изменение статуса собственности партнеров или один из партнеров станет неплатежеспособным.
В документах партнерства THE Alliance были аналогичные положения, но ее членам было разрешено направлять уведомление за 12 месяцев после апреля 2023 г. Этим и воспользовалась компания Hapag-Lloyd для досрочного выхода из альянса, который должен действовать до 2030 г. Остальные члены THE Alliance оказываются в затруднительном положении после планируемого ухода Hapag-Lloyd со своим флотом, и в 2025 г. они будут работать в непростых для себя условиях.
Аналитики рынка отмечают, что альянс Gemini объединит двух контейнерных перевозчиков с показателями самого медленного прироста за последние 5 лет. И Maersk, и Hapag-Lloyd не смогли увеличить свой общий флот с момента последнего всплеска в 2017 г. после того, как обе судоходные компании завершили приобретения Hamburg Sud и UASC, и потеряли значительную долю рынка по сравнению с главными конкурентами. У этих двух контейнерных линий также самые небольшие портфели судостроительных заказов по сравнению с остальными 8 ведущими перевозчиками: на данный момент они составляют 12% и 13% соответственно от их имеющихся флотов по сравнению со средним показателем по рынку в 24%.
Также отмечается, что немецкая судоходная компания Hapag-Lloyd вступает в новое партнерство в невыгодном положении, поскольку общая численность ее флота будет вдвое меньше, чем у Maersk. Однако самой большой проблемой для Hapag-Lloyd будет ее полная зависимость от глобальной сети терминалов Maersk и ее оператора APM Terminals, поскольку немецкий перевозчик не имеет значительной доли в терминалах на основных маршрутах ВостокхЗапад. Собственный терминал Hapag-Lloyd в Гамбурге (Германия) будет использоваться только в 5 из 26 запланированных основных контейнерных сервисах, а Гамбург был исключен из всех 14 европейских транспортных линий, которые обеспечат доступ к основным европейским узловым портам в сети Gemini.
Напомним, в рамках нового альянса Gemini будет задействовано около 290 судов общей вместимостью 3,4 млн. TEU, при этом Maersk обеспечит 60% этих мощностей, Hapag-Lloyd – 40%.
Взаимодействие в рамках сети Gemini будет охватывать семь направлений: АзияхСеверная Европа, АзияхСредиземноморье, Ближний ВостокхИндия и Европа, АзияхБлижний Восток, АзияхВосточное побережье США, АзияхЗападное побережье США и Трансатлантический регион и будет включать 26 главных контейнерных сервисов. Океанские перевозки будут дополнены глобальной сетью специализированных челночных маршрутов, сосредоточенных вокруг принадлежащих и контролируемых перевалочных хабов. Эти челночные транспортные линии будут распределены следующим образом: 14 – в Европе, 4 – на Ближнем Востоке, 13 – в Азии и 1 – в Мексиканском заливе. (portnews/Транспорт Украины и мира)