Министерство развития общин и территорий Украины не поддерживает диалог с украинским бизнесом и не реагирует на призывы реформировать “Укрзализныцю”, несмотря на ее неэффективную работу. Об этом сообщается в комментарии руководителя Проектного офиса компании “Метинвест” Александра Водовиза.
Зато ведомство рассматривает предложение монополиста по повышению тарифа на грузовые перевозки, которое может нанести серьезный удар по экономике. “У нас есть диалог с “Укрзализныцей” – мы общаемся, получаем комментарии. Но менеджмент Укрзализныци отвечает за то, чтобы Укрзализныця наполнялась деньгами, и если они имеют возможность повысить монопольные тарифы, они это сделают. Именно для регулирования этих вопросов и существуют Минразвития и Кабмин – они должны принять решение, что важнее для государства. Но Минразвития закрыто полностью. Туда пришел новый министр, и у нас вообще отсутствует диалог с ведомством. Но, если он примет решение о повышении тарифа так, как хочет Укрзализныця – это стопроцентная гарантия, что вся отрасль будет и дальше снижать производство и закрывать предприятия, что ударит по Бюджету Украины”, – отметил Водовиз.
Он также подчеркнул, что бизнес неоднократно призывал правительство и профильное министерство реформировать “Укрзализныцю” и помочь ей избавиться от убыточных активов.
“В “Укрзализныце” есть много малодеятельных станций – те, что размещены далеко, и через которые едет один поезд в неделю. Но эту станцию не могут закрыть, потому что возле нее есть какое-то маленькое предприятие, которое с радостью пользуется железнодорожными услугами, однако не готово взять на себя расходы на содержание этой малодеятельной инфраструктуры. То есть за него это сделать кто-то другой, кто этой и подобными станциями не пользуется. Таких станций – более 300! И реально за них платит весь крупный бизнес. У меня вопрос: если наша руда едет прямым маршрутным поездом из Кривого Рога в Одессу почти без остановок, то почему мы должны оплачивать эти 300 малодеятельных станций? Почему нам устанавливают усредненный тариф, через который финансируются все эти 300 малодеятельных станций и еще 20 млрд. убытков от пассажирских перевозок, а потом еще говорят, что тариф для руды убыточный? Ведь из-за этого мы теряем конкурентоспособность на внешних рынках, а потом вынужденно останавливаем предприятия, которые десятилетиями обеспечивали доходами “Укрзализныцю” и бюджет Украины”, – подчеркнул он.
Как известно, Наблюдательный совет Укрзализныци согласовал повышение тарифа на грузовые перевозки на 37%. Против этого решения выступили все участники рынка, среди которых – Европейская бизнес ассоциация и Американская торговая палата.
В ЕВА напомнили, что до этого УЗ повысила тарифы в 2021 г. и в начале 2022 г., а затем еще на 70% в середине 2022 г., в результате чего стоимость транспортировки угля, руды и известняка выросла на +140%, кокса и зерновых на +95%, металла на +70%. И из-за этого Укрзализныця потеряла часть грузопотока, который перешел на автомобильный транспорт. Ассоциация также призвала Кабмин не поддерживать повышение тарифа на грузы – потому что бизнесы в Украине уже и так закрываются из-за проблем ситуации в энергетике и дефицита персонала. Очередное подорожание логистики только ускорит эти процессы. (rbc.ua)