В статье Гражданского кодекса есть статья, которая “по умолчанию” считает водителя виновным в столкновениях с пешеходом. Однако, не все знают, что есть в украинском законодательстве и другие статьи, по которым ответственность и компенсация причиненного ущерба приходится на пешехода.
В ст. 1187 Гражданского кодекса Украины есть норма о транспортном средстве как источнике повышенной опасности – следовательно, за причиненный автомобилем вред должен отвечать владелец машины. Поэтому распространены случаи, когда пешеход попадает под машину из-за собственного нарушения ПДД, а виновным в конце концов все равно признают водителя.
Кто отвечает в ДТП с пешеходом.
Между тем, опытный юрист приведет несколько обоснованных примеров тому, что с точки зрения Закона пешеход далеко не всегда прав.
Украинские Правила дорожного движения говорят, что пешеходу нельзя делать такие вещи:
– Пересекать проезжую часть за пределами пешеходного перехода и перекрестка. Есть исключение – дороги шириной не более 3-х полос в целом, если на данном участке в поле зрения нет законного перехода или перекрестка. (п. 4.7 Правил);
– Пересекать перекресток по диагонали. Дорогу следует переходить только по линиям тротуаров или обочины (п. 4.7 ПДД);
– Появляться на проезжей части из-за запаркованных машин и сооружений, не убедившись в отсутствии приближающегося транспорта (п. 4.10);
– Выходить на дорогу (проезжую часть), не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения (п. 4.14);
– Выходить неожиданно или выбегать на проезжую часть, в частности на пешеходный переход (п. 4.14);
– Останавливаться, задерживаться на проезжей части (п. 4.14);
– Покидать место ДТП, к которому он причастен (п.4.15).
В принципе, для пешехода как участника дорожного движения предусмотрены наказания за нарушение ПДД – другое дело, что правоохранители не всегда хотят начинать этот процесс, поскольку в отношении пешехода это сложнее, чем в отношении водителя.
Закон определяет для пешеходов за нарушение вышеупомянутых правил административную ответственность – предупреждение или штраф. При том если нарушение Правил пешеходом создало аварийную ситуацию, ему грозит более суровое наказание – принудительные общественные работы на 20-40 часов.
При рассмотрении дела о ДТП в суде вполне реально доказать, что вины водителя в травмировании или гибели пешехода-нарушителя нет. Правда, для этого нужен будет квалифицированный адвокат – он, скажем, обратит внимание суда на важное обстоятельство, что водитель не имел технической возможности избежать столкновения с человеком, который, например, неожиданно выбежал на дорогу.
Также пешехода можно привлечь к ответственности за причиненный автомобилю и другим лицам вред – как лицо, чьи неправомерные действия (нарушение ПДД) привели к аварии с тяжелыми последствиями. В Гражданском кодексе Украины есть ст. 1166, которая говорит, что этот вред возмещается в полном объеме именно лицом, которое его нанесло – то есть в данном случае пешеходом. В практике украинских судов (в том числе и Верховного Суда) есть прецеденты подобных решений в пользу водителей, пострадавших в результате нарушения пешеходами Правил дорожного движения.
Как водителю выиграть суд против пешехода.
Как уже упоминалось, для успешного решения дела нужен будет опытный адвокат, но кое-что зависит и от водителя – участника ДТП с пешеходом-нарушителем.
Ему придется сразу, еще на месте происшествия, позаботиться о сборе доказательств. Следует взять контакты свидетелей, найти записи с видеорегистраторов окружающих машин и с уличных камер, проконтролировать правильность составления схемы ДТП и оформления документов о ДТП. Надо будет заказать экспертизу повреждений автомобиля и других поврежденных объектов, подготовить экспертную оценку их ремонта. На основании этих документов при рассмотрении дела адвокат будет доказывать необходимость взимания компенсации с виновника аварии.
Когда мы уже упоминали об опытных адвокатах, скажем, что скорее всего каждый из них посоветовал бы водителям в первую очередь пытаться избежать ДТП. Даже если заранее понятно, что виновным в аварийной ситуации, которая складывается, будет пешеход. Причины такого совета, вероятно, понятны без объяснений.
При подготовке статьи были использованы материалы AutoBild и Autocentre. (rbc.ua)