Чистая прибыль ОАО “РЖД” за 2012 г. по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) сократилась на 54% в с равнении с показателем 2011 г. до 78 млрд. руб. Как указано в сообщении компании, выручка по итогам 2012 г. выросла на 4,2% и составила 1,54 трлн. руб. Рост выручки обусловлен увеличением доходов от грузовых перевозок за счет роста грузооборота на 2,9% и ежегодной индексации тарифов на 6%. При этом рост выручки компаний холдинга частично компенсировал негативный эффект от деконсолидации ОАО “Первая грузовая компания”, на долю которой приходилось около 7% в выручке холдинга по итогам 2011 г.
Операционные расходы холдинга увеличились на 6,7% и составили 1,469 трлн. руб. Увеличение операционных расходов происходило за счет роста объемов перевозок и роста цен на топливо и электроэнергию.
Показатель EBITDA (прибыль до учета расходов на проценты, налоги и амортизацию) по итогам 2012 г. составил 319 млрд. руб. (350 млрд. руб. годом ранее). Рентабельность по EBITDA снизилась с 24% в 2011 г. до 21%, что отражает негативное влияние рыночной конъюнктуры на показатели холдинга в четвертом квартале 2012 г., а также является следствием снижения доли наиболее прибыльных бизнесов в структуре холдинга, в частности – продажи ОАО “ПГК”.
Чистая прибыль составила 78 млрд. руб. по сравнению со 169 млрд. руб. в 2011 г. Относительное уменьшение прибыли на 54% по сравнению с предыдущим годом объясняется высокой базой 2011 г., когда значительную роль в формировании финансового результата холдинга сыграла единовременная прибыль, полученная от продажи 75%-2 акций ОАО “ПГК”.
Объем долговой нагрузки холдинга увеличился в 2012 г., в связи с чем соотношение чистого долга к EBITDA возросло с 0.56 в 2011 г. до 1.05 в 2012 г. Несмотря на это, данный показатель остается в пределах максимально приемлемого уровня долговой нагрузки, предусмотренного долговой политикой холдинга. Коэффициент EBITDA к чистым процентным расходам с учетом капитализируемых процентов составляет 12.6, что отражает высокую эффективность управления финансовым долгом, позволившую добиться снижения стоимости заемного капитала.
Объем капитальных вложений в 2012 г. стал рекордным с момента начала работы компании и составил 584 млрд. руб., что на 11% выше, чем в 2011 г. Ключевыми статьями инвестиционной программы стали инвестиции в снятие инфраструктурных ограничений, приобретение тягового подвижного состава, строительство объектов к Зимней Олимпиаде 2014 г. в Сочи, а также приобретение акций компании GEFCO.
Основные изменения периметра консолидации холдинга связаны с деконсолидацией ОАО “ПГК” с 2012 г. и включением в консолидированную отчетность за 2012 г. балансовых показателей (активы и обязательства) компании GEFCO. Финансовые результаты деятельности GEFCO, включающие в себя доходы, расходы и прибыль, будут включены в консолидированную финансовую отчетность ОАО “РЖД” с 1 января, так как сделка покупки акций компании была завершена в декабре 2012 г. Консолидированная финансовая отчетность холдинга по МСФО учитывает показатели более 194 дочерних компаний. Результаты 2012 г. полностью соответствуют ожиданиям и прогнозам менеджмента компании, несмотря на снижение ключевых финансовых показателей в виду резкого падения погрузки, наблюдавшегося в четвертом квартале 2012 г.
ОАО “Российские железные дороги” было создано 1 октября 2003 г. в соответствии с постановлением правительства РФ. 100% акций компании принадлежит российскому правительству. (PortNews/Транспорт в Украине, СНГ, мире)