24 сентября состоялось очередное заседание совета директоров ОАО “Аэрофлот” под председательством Кирилла Андросова. Об этом сообщает пресс-служба авиакомпании.
“Одним из основных пунктов повестки дня стал вопрос о развитии сервиса как мощном факторе повышения конкурентоспособности авиакомпании, стратегия которой направлена на завоевание новых позиций в глобальной элите авиаперевозчиков. Сервис, предоставляемый ныне “Аэрофлотом”, высоко оценен международными аудиторами, международными рейтингами, а также пассажирами”, – отмеили в пресс-службе.
Кроме того, на заседании была поставлена цель не только удерживать сервис “Аэрофлота” на высоком уровне, но и выйти на передовые позиции, успешно конкурируя с мировыми лидерами авиарынка. С учетом этого разработана обширная программа на 2014 г. Особое внимание будет уделено улучшению питания в экономическом классе, а также ассортимента вин для пассажиров обоих классов обслуживания. На период проведения зимней Олимпиады на рейсах “Москва – Сочи – Москва” запланировано введение “Олимпийского меню”, обеспечивающего, прежде всего, здоровое и сбалансированное питание.
Также совет директоров рассмотрел вопрос о работе с акционерами и инвестиционным сообществом. Проанализирована деятельность на этом направлении за годовой период – 52 недели с 22 августа 2012 г. по 22 августа 2013 г. За отчетный период рыночная капитализация “Аэрофлота” увеличилась на 20% и достигла значения $1,81 млрд. Отмечено постепенное повышение ликвидности акций компании. Среднедневной объем торгов акциями “Аэрофлота” на ММВБ увеличился на 56%. По вопросу об аудиторе авиакомпании принято решение утвердить компанию ЗАО “Прайсвотерхаус Куперс Аудит” в качестве аудитора консолидированной финансовой отчетности ОАО “Аэрофлот” в стандартах МСФО.
“Рассмотрев вопрос о работе “Аэрофлота” с авиакомпаниями в альянсе SkyTeam, совет директоров отметил положительный результат этой деятельности. Быстрый рост “Аэрофлота” повысил эффективность использования ресурсов глобального альянса и дает резервы для дальнейшего улучшения результатов. Поставлена задача увеличить отдачу от участия в SkyTeam. Указано на необходимость, помимо существующих выгод от членства в альянсе, максимально использовать потенциал стратегических партнерств с различными авиакомпаниями. Признана целесообразной дальнейшая работа по созданию “Аэрофлотом” пула стратегических партнерств”, – также отметили в пресс-службе.
Совет директоров одобрил создание дочерней бюджетной авиакомпании в форме общества с ограниченной ответственностью с единственным участником. Поручено осуществить все действия, необходимые для регистрации дочерней бюджетной авиакомпании в соответствующих государственных органах и фондах, и сформировать уставный капитал, в том числе путем внесения имущества.
Кроме того, совет директоров принял решение одобрить сделку аренды одного воздушного судна Airbus A321-200 по схеме “обратного лизинга” (sale-and-leaseback) с поставкой в октябре текущего года. Срок аренды – не более 12 лет с даты поставки. Цель сделки – использование выгодных условий аренды для укрепления среднемагистрального сегмента флота авиакомпании.
Альянс SkyTeam основан в 2000 г., объединяет 19 авиакомпаний (крупнейшие – Delta Airlines и Air France-KLM). Доля перевозчиков альянса на мировом рынке – 19,3% (569 млн. пассажиров в год). Крупнейший в мире авиальянс – Star Alliance (26,4% рынка; 678 млн. пассажиров в год), в который входят Lufthansa и United Airlines. Еще один альянс – OneWorld – перевозит 337 млн. человек в год (14% рынка), в него входят British Airways, Iberia, American Airlines и российская “Сибирь”.
О том, что “Аэрофлот” рассматривает возможность выйти из SkyTeam, в котором состоит с 2006 г., сообщали летом российские СМИ.
Как пишет КоммерсантЪ, “Аэрофлот” был недоволен условиями работы с крупнейшими членами альянса, в первую очередь с американской Delta Airlines. Последняя предложила партнеру невыгодные тарифы на рейсы внутри США, в результате чего перелет из Москвы в города страны с пересадкой в Нью-Йорке на рейсы Delta оказался вдвое дороже, чем в те же города через Франкфурт и другими авиакомпаниями. Но правила альянса запрещают “Аэрофлоту” сотрудничество с перевозчиками из других объединений, хотя United Airlines предлагала более выгодные условия. Кроме того, “Аэрофлот” был недоволен ставками, которые применяются при взаиморасчетах с партнерами по бонусным перевозкам пассажиров.
Для оценки целесообразности участия “Аэрофлота” в альянсах и возможности стратегических партнерств с другими авиакомпаниями вне объединений перевозчик в июне нанял международную консалтинговую компанию Oliver Wyman. По словам источника, знакомого с выводами консультантов (были рассмотрены сегодня на совете директоров), они сочли, что для “Аэрофлота” “наиболее выгодно было бы работать вне альянсов, заключая код-шеринговые соглашения с различными авиакомпаниями” (так работает, например Emirates). Это позволило бы “Аэрофлоту” существенно увеличить маршрутную сеть, а “дополнительно полученная выгода могла бы оцениваться в несколько сотен миллионов долларов и была бы в три-четыре раза выше, чем при текущей работе или переходе в другой альянс”.
Но самостоятельная деятельность подразумевает большую активность со стороны самой компании. Необходимо постоянно анализировать рынок, искать новые маршрутные решения, заключать договоры, следить за изменениями на рынке со стороны других участников. А для этого потребуется значительный собственный штат высококвалифицированных специалистов, хорошо понимающих и отслеживающих конъюнктуру. Необходимо также учитывать возникающие риски: взаимный интерес со стороны потенциальных партнеров, у которых могут быть свои планы на этот счет; неполучение антимонопольного иммунитета в США и ЕС, что значительно ограничит возможные выгоды; неустойчивость партнерств на фоне продолжающихся в отрасли тенденций по консолидации и др. Возможный переход в другой альянс, например, Star Alliance или OneWorld, имеет незначительную разницу по сравнению с продолжением работы в рамках SkyTeam. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)