Недавно был принят в Украине новый “Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий”. Он вызвал большой ажиотаж со стороны участников рынка. Поэтому не могу пройти мимо и не сделать собственный анализ данного документа.
Главные цели:
– повысить степень контроля государства за рынком пассажирских авиаперевозок, получить информацию о реальных собственниках всех оперирующих в Украине авиаперевозчиков;
– создать необходимые предпосылки для внедрения прозрачной процедуры назначения авиаперевозчиков на выполнение рейсов, которая будет полностью лишена коррупционной и субъективной составляющих;
– содействовать наполнению государственного и местного бюджетов, стабилизации социально-экономической ситуации в стране;
– создать необходимые предпосылки для повышения конкурентоспособности и усиления рыночных позиций украинских авиаперевозчиков;
– максимально приблизить систему предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий к европейским аналогам;
– позволить Украине в сжатые сроки присоединиться к “Соглашению о едином авиационном пространстве” (с соответствующими выгодами для граждан Украины, пользующихся услугами авиаперевозчиков);
– содействовать развитию рынка внутренних авиаперевозок в Украине.
Порядок позволит представителям государства понимать – кто в реальности является конечным собственником той или иной авиакомпании, осуществляющей деятельность в Украине. Данная норма не вызывает возражений у собственников авиакомпаний, которые в работе неукоснительно придерживаются высоких стандартов безопасности, ведут прозрачную ценовую и финансовую политику. Большинство межправительственных соглашений о выполнении авиарейсов, предусматривает раскрытие информации о конечных бенефициарах авиакомпаний, которые выполняют или планируют выполнять рейсы. Т. е., это требование Порядка полностью соответствует международной практике.
Для внедрения прозрачной процедуры назначения авиаперевозчиков на выполнение рейсов в Порядке разработана система, базирующаяся на объективных математических показателях. Тем самым нивелирован субъективизм и уничтожена коррупционная составляющая при вынесении решений о предоставлении авиаперевозчикам разрешений на полеты.
Определение авиаперевозчика, которому будет предоставлено право на эксплуатацию воздушной линии, будет производиться на основании четко обоснованных и математически рассчитанных по единой утвержденной Формуле (подробнее о Формуле – ниже) критериев. Данные критерии описаны в Порядке. Они разработаны исходя из интересов развития отрасли пассажирских авиаперевозок, интересов государства, интересов пассажиров. Важным является и то, что авиакомпании, претендующие на выполнение рейсов, будут иметь возможность самостоятельно рассчитать свои шансы на получение прав на эксплуатацию воздушных линий.
Способствовать повышению открытости и прозрачности процедуры получения прав на эксплуатацию воздушных линий будут также и факторы, регулирующие процедуру процесса предоставления вышеуказанных прав. В частности:
– четко обозначенные перечень документов, необходимых для подачи заявки на получение прав на эксплуатацию воздушных линий, порядок предоставления этих документов и порядок уведомления заинтересованных лиц относительно участия в заседаниях Комиссии по рассмотрению вопросов относительно прав на эксплуатацию воздушных линий (далее – Комиссия);
– четко обозначенный график и периодичность заседаний Комиссии;
– открытое голосование членов Комиссии по поводу удовлетворения/не удовлетворения заявок на предоставление прав на эксплуатацию воздушных линий;
– публикация результатов рассмотрения заявок в течение 3 дней после заседания Комиссии;
– оформление документа на право эксплуатации воздушной линии в течение 5 дней с момента принятия соответствующего решения.
Разумный протекционизм по отношению к отечественным авиакомпаниям состоит в том, что Порядком предусмотрена выдача разрешений на эксплуатацию международных регулярных или чартерных воздушных линий только авиакомпаниям, которыми преимущественно владеют (владеют 50% и более в уставном капитале) или которые фактически контролируют (являются фактическими бенефициарами или собственниками более 50% уставного капитала) граждане Украины или украинское государство.
Данная норма не ущемляет права иностранных авиаперевозчиков, так как они имеют возможность зарегистрировать оператора пассажирских авиаперевозок (как юридическое лицо) в Украине, который может с полным правом рассчитывать на получение прав на эксплуатацию международных регулярных или чартерных воздушных линий.
Помимо того, что украинское государство получит больше рычагов контроля над оперирующим в стране авиакомпаниями, что важно с точки зрения безопасности полетов и стоимости билетов, данная норма соответствует международной практике. В частности, в ст. 17 “Соглашения о едином авиационном пространстве” записано, что лицензии и разрешения на эксплуатацию воздушных линий выдаются только тем авиакомпаниям, которые на 50% контролируются либо государством, либо гражданами страны, с которой подписано “Соглашение об общем авиационном пространстве”.
Соответственно, совершенно несостоятельны измышления некоторых опасающихся честной конкуренции авиакомпаний и заангажированных ими псевдо-экспертов о якобы усложнении условий работы иностранных авиакомпаний, вытекающих из норм Порядка.
Формула, лежащая в основе принятия решения Комиссией относительно предоставления прав на эксплуатацию воздушных линий (далее – Формула), учитывает:
– фактическую используемость ранее выданных назначений на эксплуатацию воздушных линий;
– количество выполненных авиарейсов на протяжении последнего года;
– количество созданных авиакомпанией рабочих мест в Украине;
– сумму уплаченных налогов в госбюджет Украины и местные бюджеты;
– количество авиапарка пассажирского авиаперевозчика (собственные воздушные суда или взятые в лизинг).
Таким образом, Порядок помимо объективного учета показателей работы авиакомпаний будет способствовать наполнению государственного и местного бюджетов, стабилизации социально-экономической обстановки в Украине. Важно и то, что прекратится отток из Украины высококлассных специалистов.
Порядок предполагает, что распределение назначений на эксплуатацию воздушных линий должно в первую очередь происходить исходя из соответствия максимальным критериям безопасности.
Формула будет применяться только в следующих случаях (одновременное наличие всех нижеприведенных факторов):
– если на эксплуатацию воздушной линии претендуют не менее двух авиакомпаний;
– если на данной воздушной линии имеются ограничения по емкости;
– если количество частот на рейсе меньше, нежели количество рейсов, которые хотят выполнять потенциально конкурирующие авиакомпании.
Т. е., когда имеются ограничения по емкости, а количество желающих выполнять рейс более, чем один авиаперевозчик.
С целью активизации авиасообщения между украинскими аэропортами и увеличения внутриукраинского пассажиропотока в Порядке разработана специальная система коэффициентов, согласно которой установлена четкая и прозрачная функциональная зависимость между количеством международных авиарейсов, которые имеет намерение выполнить авиакомпания, и количеством внутренних авиарейсов, которые данная авиакомпания будет должна выполнить.
При этом избрано такое соотношение, которое не приведет к заметному ухудшению финансового положения авиакомпаний в силу необходимости выполнять внутренние рейсы (известно, что прибыльность международных авиарейсов значительно превышает прибыльность внутренних авиарейсов). Утверждены максимально лояльные коэффициенты пересчета. В частности, если речь идет о рейсах с пассажиропотоком более 100 тыс. пассажиров в год, то утвержденное Порядком соотношение международных и внутренних рейсов составляет 15 к 1. Если речь идет о рейсах с пассажиропотоком менее 100 тыс. пассажиров в год, то утвержденное Порядком соотношение международных и внутренних рейсов составляет 30 к 1.
Причем указанные коэффициенты будут введены через год и применяться они будут только при получении новых назначений на эксплуатацию международных воздушных линий.
Порядок не ущемляет права авиакомпаний, в настоящее время работающих в Украине.
Крайне важным является то, что введение в действие Порядка не предусматривает отзыв ранее выданных прав на эксплуатацию воздушных линий. Все авиакомпании, получившие ранее права на выполнение рейсов, могут продолжать их выполнять на протяжении того времени, на которое данные права выданы. Нормы Порядка будут применяться к получению новых назначений на эксплуатацию воздушной линии.
Также стоит обратить внимание на тот факт, что определение авиаперевозчика, получающего право на эксплуатацию воздушной линии на основании Порядка, будет применяться только в том случае, если количество претендующих авиаперевозчиков превышает количество распределяемых частот на той или иной воздушной линии (существует потенциальная конкуренция за право выполнять рейсы по тому или иному маршруту).(Богдан Долинце, к.т.н. НАУ, главный редактор “Авиабиз”/trans-port.com.ua/Транспорт Украины и мира)