РЖД предлагает арендовать 100000-150000 вагонов у компаний “с неудовлетворительным финансовым состоянием” по ставке 690 руб./вагон в сутки и возить по “Прейскуранту 10-01” (по 787 руб./вагон в сутки), говорится в презентации Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО, входит в РЖД) “О мерах по стабилизации рынка железнодорожных перевозок в полувагонах на базе РЖД”. Срок аренды вагонов – три года.
В октябре ЦФТО ее демонстрировал президенту РЖД Олегу Белозерову, говорит источник в РЖД, знакомый с презентацией. Еще два источника, близких к монополии и ее структурам, подтвердили, что такая идея обсуждается. Представитель РЖД от комментариев отказался.
РЖД, сосредоточив у себя 200000-250000 полувагонов (50% рынка оперирования полувагонами), станет маркетмейкером, говорится в материалах монополии. Это позволит повысить доходность остальных операторов. Арендовать вагоны для РЖД будет ее “дочка” – Федеральная грузовая компания (ФГК). Но управлять вагонами будет РЖД в лице ЦФТО. В конце октября у ФГК сменился гендиректор. Место руководившего компанией со дня ее основания Виталия Евдокименко занял Алексей Тайчер, совладелец и гендиректор “СГ транса”.
Аренда вагонов, по расчетам РЖД, приведет как к росту выручки ФГК – на 7-10 млрд. руб. в год, так и РЖД – на 1 млрд. руб. в год (комиссия за управление парком ФГК). Кроме того, РЖД сможет повысить технологическую эффективность управления вагонами, снизить эксплуатационные затраты. Собственники вагонов смогут получать гарантированный доход от сдачи в аренду парка РЖД. И, наконец, это “создает потенциал снижения расходов бюджета за счет сокращения дотаций РЖД”, резюмирует монополия.
Схема, которую придумала РЖД, поможет и грузоотправителям. При восстановлении рынка возможно повторение ситуации 2010-2012 гг., когда тарифная нагрузка на грузоотправителей выросла на 200% – ставки аренды могут подскочить с нынешних 420 руб. до 1252 руб./вагон в сутки в 2018 г., предупреждает РЖД. Но если вагоны будут возить по “Прейскуранту 10-01”, то в среднем нагрузка на грузоотправителей вырастет на 14%. Для угольщиков – на 10-15%, для минерально-строительных грузов – на 10-35%. Для “закрепления эффекта стабилизации ситуации на рынке полувагонов” нужно, по мнению РЖД, ограничить их производство. РЖД направляет в Минтранс информацию о “прогнозируемом потребном и наличном” парке на сети, Минтранс рассчитывает, исходя из этих данных, сколько нужно произвести новых вагонов. Минпромторг распределяет квоты на производство вагонов среди вагоностроителей.
У кого РЖД будет привлекать вагоны, не раскрывается. Собеседники говорят, что сдать вагоны могут лизинговые компании – “ВТБ лизинг”, “ВЭБ лизинг” и “Сбербанк лизинг”. Весной гендиректор “ВЭБ лизинга” Вячеслав Соловьев предлагал тогдашнему президенту РЖД Владимиру Якунину передать монополии вагоны, за лизинг которых операторы не платят. Представители “ВТБ лизинга” и “Сбербанк лизинга” от комментариев отказались, их коллега из “ВЭБ лизинга” на вопросы не ответил.
Участники рынка против предложения РЖД. Сотрудник одной из компаний-операторов не видит необходимости передавать РЖД в аренду вагоны, чтобы поднять ставку. Доходность операторов вырастет из-за массового списания старых вагонов. По его данным, уже списано около 130000. С ним согласен и гендиректор агентства “Infoline-аналитика” Михаил Бурмистров. Он прогнозирует, что к концу 2016 г. ставка вырастет с нынешних 450 руб./вагон в сутки до 700 руб./вагон в сутки. Сотрудник другой операторской компании видит в предложенной РЖД схеме “национализацию” убытков неэффективных собственников вагонов. (uaprom.info/Транспорт Украины и мира)