Фонд по управлению государственным имуществом при правительстве Кыргызстрана (далее – фонд) выставил на продажу 49% акций национальной авиакомпании Air Kyrgyzstan. Итоги соответствующего инвестиционного конкурса планируется подвести в начале сентября. В случае если авиаперевозчику не найдут инвестора, Air Kyrgyzstan будет развиваться согласно сценарию, разрабатываемому руководством кыргызской авиакомпании.
Фонд приступил к приему заявок для участия в инвестиционном конкурсе по реализации 49% акций авиакомпании Air Kyrgyzstan в июне. Выставленный на продажу пакет стоит почти 189 млн. кыргызских сомов.
Конкурс по реализации части акций Air Kyrgyzstan происходит в рамках программы приватизации государственной собственности Кыргызстана на 2015-2017 гг., утвержденной парламентом страны в июне прошлого года. К конкурсу могут быть допущены иностранные физические и юридические лица.
“На сегодняшний день идет бурное развитие мировой авиационной отрасли. Учитывая ограниченность в финансовых ресурсах (на приобретение новых ВС, обслуживание ВС, открытие новых направлений и др.), в целях поддержки и развития Air Kyrgyzstan принято решение привлечь инвесторов путем реализации 49% авиакомпании”, – сообщили в фонде.
По условиям инвестиционного конкурса покупатель пакета акций Air Kyrgyzstan также будет должен приобрести за счет собственных средств не менее пяти ВС возрастом не более 20 лет. При этом воздушные суда должны отвечать коммерческим целям Air Kyrgyzstan. Их поставку в парк авиакомпании требуется произвести в течение пяти лет.
Кроме того, победителю инвестиционного конкурса предстоит внести для увеличения оборотных средств Air Kyrgyzstan и развития перевозчика не менее $1 млн., а также погасить кредиторскую задолженность авиакомпании в 165 млн. сомов. Эти действия требуется совершить в течение 12 месяцев со дня подписания договора купли-продажи 49% акций Air Kyrgyzstan.
Согласно информации, предоставленной фондом, на сегодняшний день парк самолетов Air Kyrgyzstan состоит из четырех ВС. В собственности перевозчика находится Boeing-737-500 выпуска 1991 г. (серийный номер 26419/2186, регистрационный – EX-37501) вместимостью 122 кресла.
Самолет Boeing-737-300 (25162/2241, EX-37301) выпуска 1992 г. вместимостью 148 кресал авиакомпания получила по схеме финансового лизинга.
Еще две машины этого типа Air Kyrgyzstan взяла в аренду. Boeing-737-300 (EX-37013) рассчитан на перевозку 148 пасс., EX-37014 – 136 чел. Обе машины выпущены в 1997 г. и эксплуатируются перевозчиком совместно с турецкой компанией Rey Airlines. Серийные номера этих самолетов достоверно не известны.
По данным на 1 июня в Air Kyrgyzstan работало 109 чел. В прошлом году услугами авиакомпании воспользовалось 150,5 тыс. пасс. Сумма активов киргизского перевозчика на 31 декабря 2015 г. составляла около 828,3 млн. сомов.
В начале лета Air Kyrgyzstan отчиталась перед фондом о работе в I квартале. По итогам января-марта прибыль авиакомпании составила 18 млн. сомов. По предварительным данным, кредиторская задолженность перевозчика уменьшилась на 41% за счет продажи ВС (вероятно, речь идет о турбовинтовом самолете King Air 350). Руководство Air Kyrgyzstan продолжало переговоры о приобретении воздушных судов в финансовый лизинг. Чистая прибыль в 2016 г., согласно прогнозу, ожидается на уровне 8 млн. сомов.
Комментируя вопрос, как будет развиваться Air Kyrgyzstan, если инвестиционный конкурс не состоится, в фонде лишь отметили, что менеджментом перевозчика прорабатываются всевозможные варианты дальнейшего развития авиакомпании как с учетом продажи 49% акций, так и без.
В январе 2015 г. анонсировалось, что в доверительное управление авиакомпанию Air Kyrgyzstan возьмет компания “Международный аэропорт “Манас” (оператор аэропортовой сети Кыргызстана). Однако с тех пор о развитии этого проекта ничего не сообщалось.
Авиакомпания Air Kyrgyzstan, объем перевозок которой к уровню 2013 г. сократился в 2,2 раза, находится не в лучшем положении по сравнению с лидерами воздушного транспорта Кыргызстана. По итогам прошлого года крупнейший перевозчик страны – частная авиакомпания Avia Traffic Company – перевез 466 тыс. пасс. (рост к 2014 г. на 4,5%). А дочерняя авиакомпания турецкого лоукостера Pegasus – Air Manas – продолжает наращивать парк Boeing-737-800. (Авиатранспортное обозрение/Транспорт Украины и мира)