Россия, Беларусь и Казахстан создадут на паритетных началах логистическое совместное предприятие (СП) с уставным капиталом более $2 млрд. Согласно проекту, ОАО “РЖД” внесет на первом этапе 50% плюс одну акцию ОАО “ТрансКонтейнер”, а Беларусь и Казахстан оплатят свои доли в СП активами и, если потребуется, денежными средствами. При этом компания “Казахстан темир жолы” (“КТЖ”, “Казахстанские железные дороги”) может внести в СП активы своего 100%-ного дочернего предприятия “Казтранссервис”, а также “Кедентранссервис” (“КТС”, 67% принадлежит “ТрансКонтейнеру”, 33% – “КТЖ”). Однако “КТЖ” для этого должна реализовать опцион на выкуп 17% “КТС”.

Со стороны Беларуси в капитал логистического оператора могут быть внесены терминал в Бресте и около 3 тыс. фитинговых платформ (специализированных платформ, предназначенных для перевозки крупнотоннажных контейнеров и оборудованных специализированными узлами для их крепления).

Стоимость активов единого логистического оператора составит более $2 млрд. Доля “ТрансКонтейнер” оценена в $1,5 млрд., доля “РЖД” – $750 млн.

Основой для логистического оператора может стать дочерняя компания “РЖД” ОАО “РЖД Логистика”, которая пока не имеет активов и занимается лишь организацией логистических сервисов. “РЖД Логистика” может либо провести допэмиссию акций, которую затем выкупят участники СП, либо выкупить активы каждой из участвующих сторон на привлеченные средства с последующим распределением долей в своем капитале.

Что касается сроков создания СП, то указывается, что на это может потребоваться не менее одного года. Кроме того, в соответствии с договоренностями участников, будет сформирована единая расчетная система со сквозными тарифами на услуги.

В перспективе “РЖД” может внести в СП дополнительные активы, а участие в СП будет открыто и для других стран: Украины, стран Балтии и дальнего зарубежья.

Как сообщил 1 июня глава “РЖД” В. Якунин, Казахстан и Беларусь могут вложить в создание объединенной логистической компании либо деньги, либо физические активы.

31 мая ОАО “Российские железные дороги” (“РЖД”), АО “Казахстан темир жолы” (“КТЖ”) и “Белорусская железная дорога” (“БЖД”) в ходе VII Международного железнодорожного форума “Стратегическое партнерство 1520” подписали соглашение о развитии транспортно-логистической системы Единого экономического пространства (ЕЭП). Согласно документу, стороны согласились приложить совместные усилия по формированию объединенной транспортно-логистической компании на паритетной основе.

В середине мая сообщалось, что ОАО “РЖД” хотело бы передать принадлежащий ему пакет акций ОАО “ТрансКонтейнер” в уставный капитал объединенного логистического оператора. “РЖД” также собирается продать 25%-ную долю в “ТрансКонтейнере” и сохранить за собой 25% плюс одну акцию. В то же время российское правительство, единственный акционер “РЖД”, рассматривает планы полной продажи компанией принадлежащей ей доли в “ТрансКонтейнере”.

ОАО “ТрансКонтейнер” было зарегистрировано в марте 2006 г. на базе центра по перевозке грузов в контейнерах “ТрансКонтейнер” (филиал “РЖД”) с уставным капиталом 13,9 млрд. руб. ОАО “РЖД” принадлежит 50% плюс одна акция “ТрансКонтейнера”, Bank of New York International Nominies – 20,38%, группе Fesco – 12,5%, Европейскому банку реконструкции и развития – 9,25%, ЗАО “Управляющая компания “Трансфингрупп” – доверительное управление пенсионными резервами НПФ “Благосостояние” – 6,6%. Чистая прибыль ОАО “ТрансКонтейнер” по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) в 2011 г. увеличилась в 12,4 раза, до 3481 млн. руб. Выручка компании за 2011 г. выросла на 27,8%, до 29,1 млрд. руб.

ОАО “Российские железные дороги” (“РЖД”) – национальная вертикально интегрированная железнодорожная компания, монополист на рынке грузовых и пассажирских перевозок в РФ. Управляет сетью железных дорог протяженностью 85,2 тыс. км (99% железнодорожной сети страны). Доля “РЖД” в грузообороте транспортной системы России составляет около 42%, в пассажирообороте – около 33%. В 2011 г. грузоперевозки “РЖД” увеличились на 3,6% по сравнению с 2010 г. и составили 1395 млн. т. Перевозки пассажиров за прошлый год выросли на 4,8% в сравнении с предыдущим годом – до 992,4 млн. В первом квартале рост данных показателей к аналогичному периоду прошлого года составил по перевозке грузов 4% (до 306,5 млн. т), а по перевозкам пассажиров – 9% (до 223,1 млн.).

“Кедентранссервис” управляет терминалами на 17 железнодорожных станциях, расположенных по всей территории Казахстана. Помимо терминальной сети компания также владеет парком из примерно 30 тепловозов, почти 90% из которых – магистральные. “Кедентранссервис” оказывает услуги по экспедированию, логистике, хранению и таможенному оформлению грузов, перевалке грузов на пограничной станции «Достык» из вагонов КНР в вагоны железнодорожных администраций стран СНГ, услуги локомотивной тяги. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)